Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

«О повышении эффективности сотрудничества с парламентами государств – участников Содружества Независимых Государств в двустороннем и многостороннем формате»

Версия для печати Подписаться

 

Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые коллеги!

Разрешите выразить Вам признательность за то, что сегодня на совещание вынесен вопрос об эффективности нашего взаимодействия с парламентами стран СНГ.

Усиление роли законодательных органов власти – это объективный процесс. Такова логика демократического развития. Поэтому сотрудничество парламентов становится ключевым механизмом интеграции государств на пространстве СНГ. Особая ответственность за развитие такого сотрудничества лежит на плечах российских законодателей. Наша страна должна в полной мере использовать год председательства в СНГ для придания нового импульса интеграционным процессам.

Президентами России, Белоруссии и Казахстана приняты решения о завершении создания Таможенного союза и формировании Единого Экономического Пространства. Парламентам предстоит большая работа по своевременной ратификации подписанных документов. До 1 июля надо ратифицировать и ввести в действие Таможенный кодекс трех стран, Протокол к нему и осуществить внутренние государственные процедуры  по еще девяти документам.

До конца года правительствам предстоит подготовить и подписать, а парламентам синхронно ратифицировать 14 документов по ЕЭП. Это большая и кропотливая работа. Считаем целесообразным образовать в рамках МПА ЕврАзЭС специальную координационную группу, которая отслеживала бы этот процесс.

Со своей стороны, в марте Комитет рассмотрит на «круглом столе» вопросы правового обеспечения Таможенного союза и пути его развития. Приглашаю всех принять в нём участие.

Создание Таможенного союза и ЕЭП приобретает особую значимость в связи с попытками различных центров силы оторвать страны «ближнего зарубежья» от России. Посмотрите, какое обилие программ предлагают США и Евросоюз.

Самой далеко идущей является программа Евросоюза «Восточное партнерство», фактически задуманное как альтернатива СНГ. Как отметили Сергей Михайлович Миронов и Андрей Иванович Денисов, в Пражской декларации «Восточного партнерства» содержится обращение к парламентариям ЕС, а также Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины учредить «Парламентскую ассамблею стран-соседей к Востоку от Евросоюза», которая создает конкуренцию межпарламентским организациям СНГ. В целях мониторинга этой инициативы Комитет внес предложение Сергею Михайловичу Миронову создать в Совете Федерации рабочую группу, состоящую из представителей заинтересованных комитетов и комиссий. Просили бы Сергея Михайловича поручить Александру Порфирьевичу Торшину возглавить эту работу. 

К числу важнейших для нас, парламентариев, относится вопрос о сближении законодательства государств-участников СНГ.Межпарламентской ассамблеей СНГ принято значительное число модельных законодательных актов. Однако приходится признать, что в настоящее время в рамках Содружества не ведётся системный анализ того, как обстоят дела с унификацией наших правовых систем, в какой мере модельные законы берутся на вооружение национальными парламентами. Между тем расхождение законодательств серьёзно тормозит интеграционные процессы в Содружестве. 

В связи с этим полагаем целесообразным сделать вопрос о применении модельных законодательных актов в национальном законодательстве предметом отдельного рассмотрения в рамках МПА СНГ.

Совет Федерации всячески поддерживает расширение контактов между странами на региональном уровне. Потенциально это направление может стать одним из основных в процессе интеграции стран СНГ. Значительным стимулом к усилению таких связей должно стать принятие в России федерального закона «О приграничном сотрудничестве». В настоящее время создана совместная с Государственной Думой рабочая группа по доработке проекта закона.

Дорогие друзья!

Для решения самых сложных международных проблем иногда достаточно просто хороших личных отношений между политиками. Убеждён, что налаживание тесного сотрудничества между парламентариями, продвижение наших интересов среди правящих элит будет способствовать ещё большему сближению стран и народов.

Принципиально важно организовать постоянное, прямое взаимодействие парламентских комитетов. Мы так сформировали план работы Комитета, чтобы наше присутствие ощущалось во всех странах Содружества. Причем используем все возможности. Выезжаем на политические и экономические форумы, конференции соотечественников, фестивали и встречи, участвуем в наблюдении за выборами.

Как было отмечено, эффективным инструментом сотрудничества стала деятельность двусторонних межпарламентских комиссий.

Приведу конкретный пример. Во время недавней поездки в Киев состоялась встреча с председателем Комитета Верховной Рады по иностранным делам Олегом Григорьевичем Билорусом. Он опытный политик из Блока Юлии Тимошенко. Так вот именно он поддержал нас в вопросе об активизации работы российско-украинской комиссии.

Считаю полезным усилить координацию деятельности межпарламентских и межправительственных комиссий, включая проведение их совместных заседаний.

Коллеги!

Российское председательство делает акцент на проведении мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Хочу сообщить, что по инициативе члена нашего Комитета Бориса Исааковича Шпигеля мы планируем разработать модельный закон по борьбе с фальсификацией итогов войны и героизацией фашизма. Считали бы целесообразным предложить МПА СНГ принять Декларацию, подтверждающую приверженность государств-участников Содружества антифашистским принципам и общим ценностям, отвергающую попытки переписывания истории и эксплуатации подвига наших старших поколений в конъюнктурных политических целях.

Несколько слов о взаимодействии с исполнительными органами. Мы благодарны за ту помощь, которую оказывает нам Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба. Но, в основном, эта работа носит разовый событийный характер. Хотелось бы, чтобы российские посольства регулярно информировали нас о работе парламентов стран Содружества, изменениях в раскладе политических сил, наиболее значимых законах. Анализировали бы деятельность внерегиональных институтов, таких, как «Венецианская комиссия». Хотелось бы регулярно получать информацию о ходе реализации программы «Восточное партнерство» и ее парламентской составляющей. 

Большие надежды возлагаем на взаимодействие в реализации программ, проводимых Россотрудничеством.

Как известно, никакие планы не могут реализоваться без соответствующей ресурсной и информационной поддержки. К сожалению, на официальном сайте Совета Федерации нет раздела о межпарламентском сотрудничестве со странами СНГ.

С учётом возросшего объема задач, стоящих перед Аппаратом Совета Федерации, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создании в Управлении международных связей отдела, отвечающего за обеспечение сотрудничества с парламентами стран СНГ в двустороннем и многостороннем формате.

В заключение хочу сказать, что наша работа не должна ограничиваться только годом российского председательства. Следующий год – год двадцатилетия СНГ. С какими перспективами мы придем к этой дате – зависит только от нас.

Спасибо за внимание.