Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Приграничное сотрудничество

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Вестник Совета Федерации

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам СНГ на тему «Опыт приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП): перспективы распространения в СНГ», в котором приняли участие представители Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Государственной Думы, Минрегиона России, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти, представители приграничных регионов и эксперты, состоялось в Петрозаводске 3 июня 2011 года. Ключевая роль на заседании принадлежала руководителям и представителям Республики Карелия, которые поделились своим опытом приграничного сотрудничества.К участникам заседания со вступительным слом обратился глава Республики Карелия А.В. Нелидов. Тема приграничного сотрудничества для Карелии не нова, республика имеет около тысячи километров общей границы с Евросоюзом, в частности с Финляндией. По словам Министра иностранных дел Финляндии, для этой страны крайне важно приграничное сотрудничество с Республикой Карелия, которую Финляндия рассматривает как постоянного партнера.

В Республике Карелия действуют программы по изучению финского языка, но необходимо их расширять и активизировать. По мнению А.В. Нелидова, для жителей Карелии, особенно в ее приграничных регионах, было бы целесообразно изучать в качестве иностранного финский язык, со знанием языка будет легче проходить таможенные процедуры. Здесь принято на выходные дни выезжать в Финляндию, чтобы сделать покупки, посетить родственников, зимой покататься на лыжах. К сожалению, финский язык не занесен в реестр иностранных языков Российской Федерации. Конечно, если для Урала это не актуально, то для Карелии включение финского языка в общеобразовательную школьную программу становится важной проблемой.

Благодаря приграничному сотрудничеству между странами развиваются и экономические отношения. Карельский город Костомукша является примером того, как эффективно могут сотрудничать две державы Он выгодно отличается от других городов: намного чище, проживающие в нем люди гораздо образованнее, здесь созданы технопарки, действует несколько совместных предприятий, есть площадки для привлечения бизнеса, высокая заработная плата, открыт свой аквапарк. Все это стало возможным во многом благодаря приграничному сотрудничеству.

Открывая заседание Председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ А.Ю. Молчанов отметил, что Республика Карелия – это признанный форпост приграничного сотрудничества на северо-западе страны. Здесь уже многие годы успешно развивается инновационная модель сотрудничества, основанная на проверенных европейской практикой нормах и правилах.

Для Комитета Совета Федерации по делам СНГ опыт Карелии представляет большой интерес, в первую очередь с точки зрения возможностей и условий его использования в других российских регионах, граничащих со странами СНГ и на пространстве Содружества в целом. Вопросы законодательного обеспечения приграничного сотрудничества – одно из ключевых направлений деятельности комитета.

Вся история становления СНГ – это поиск реальных путей сотрудничества в интересах государств и обычных граждан. Если Европа сегодня уже оттачивает инструменты сотрудничества, то в СНГ пока достигнуты общие договоренности. Например, Конвенцию о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ в 2008 году подписали шесть стран Содружества, а ратифицировали всего четыре страны.

Концепция приграничного сотрудничества, принятая в Российской Федерации в 2001 году, явно требует обновления. Попытки принять федеральный закон, который мог бы урегулировать основы этой деятельности, безуспешно предпринимаются с 2004 года. Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации», прошедший дальше всех предшественников. 30 июня 2010 года он был принят в первом чтении.

Финансирование приграничного сотрудничества на государственном уровне фактически отсутствовало в Российской Федерации, пока в ноябре 2009 года не были подписаны пять соглашений с Евросоюзом, в том числе и по программе «Карелия».

Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия А.Б. Переплеснин сообщил о намерениях регионального парламента наладить партнерские отношения с парламентом Финляндии. В самое ближайшее время состоится рабочая встреча, а ближе к осени должны установиться более тесные межпарламентские связи.

Заместитель начальника департамента социально-экономического и финансового мониторинга Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.А. Ловцов выразил надежду на то, что трансграничное сотрудничество между регионами России и государств СНГ будет динамично развиваться.

Трансграничное сотрудничество стоит рассматривать не только как способ решения функциональных проблем в сфере социально-экономического развития, экологической безопасности, общественного здравоохранения, но и как долгосрочный инструмент, способствующий укреплению добрососедских отношений и конструктивному политическому диалогу.

Подобный же комплекс задач призван решить приграничное и межрегиональное сотрудничество с регионами государств – участников Содружества Независимых Государств. Приграничное сотрудничество с этими государствами призвано создать пояс экономического процветания, благоприятный климат для движения инвестиций в обоих направлениях, а также укрепить уверенность граждан в необходимости углубления интеграционных процессов. Это отвечает долгосрочным интересам наших государств, тем традициям, которые издавна сложились в отношениях между нашими народами.

Заместитель министра экономического развития Республики Карелия Д.С. Кислов рассказал о реализации программы приграничного сотрудничества «Карелия», важной вехе в развитии международного сотрудничества, начало которой положила выдвинутая правительством республики в 1998 году идея учреждения Еврорегиона «Карелия». Суть идеи состояла в постепенном взаимовыгодном развитии системы пространственного планирования по обе стороны границы и хозяйственного взаимодействия субъектов (Карелии и Финляндии), а также привлечении дополнительных внешних источников финансирования.

В 2000 году был учрежден один из первых с российским участием еврорегионов. Особенность его заключалась в том, что базой для развития еврорегиона было выбрано сотрудничество на уровне субъекта Федерации. Накопленный опыт позволил прийти к выводу о целесообразности более тщательного отбора совместных проектов на основе социально-экономических приоритетов именно субъекта Российской Федерации, что автоматически включает в себя участие региона в отборе проектов.

Программа разделена на два направления – экономическое развитие и качество жизни, диктующие содержание проектов и структуру программы. Общий бюджет программы – 46,4 млн. евро. Участие в ней федерального бюджета в размере 11,6 млн. евро, с одной стороны, расширяет возможности и облегчает диалог с партнерами, с другой, накладывает повышенные обязательства.

Новацией программы «Карелия» является тематический подход к заявочным турам, то есть концентрация на определенных проблемных вопросах в результате совместно принятого решения, при этом проекты в рамках одного заявочного тура должны не конкурировать, а взаимно дополнять друг друга.

В качестве примеров Д.С. Кислов перечислил некоторые из проектов, прошедших общий заявочный тур: улучшение жизни карельских деревень, ремесленный бизнес-инкубатор, комплексное развитие регионального сотрудничества в сфере открытых ИКТ-инноваций, ремонт дорог. В основном проекты направлены на социально-экономическое развитие территорий.

Отдельной частью реализации программы является деятельность по подготовке и утверждению крупных инфраструктурных проектов. Эта работа ведется вне общих заявочных туров. Важным условием для данного направления является взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Заместитель директора Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Министерства регионального развития Российской Федерации М.В. Виноградов рассказал о некоторых промежуточных результатах программ приграничного сотрудничества ЕИСП.

В настоящее время реализуется 13 таких программ. Россия принимает участие в 5 из них: «Колартик», «Карелия», «Юго-восточная Финляндия и Россия», «Эстония – Латвия – Россия», «Литва – Польша – Россия». С российской стороны предусмотрено софинансирование программ в размере 105 млн. евро.

Соглашения между Правительством Российской Федерации и европейским сообществом о финансировании и реализации пяти программ подписаны 18 ноября 2009 года в Стокгольме и вступили в силу с 1 октября 2010 года, 15 ноября 2010 года подписано соответствующее соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития.

В рамках программ «Карелия», «Колартик», «Юго-восточная Финляндия и Россия» на сегодняшний день утверждено 36 проектов, направленных на развитие инфраструктуры приграничных территорий, внедрение инновационных технологий в природоохранную, образовательную, информационную, туристскую сферы..

Программы приграничного сотрудничества ЕИСП сегодня являются единственным механизмом, позволяющим России софинансировать проекты, поскольку в Российской Федерации отсутствуют закон об основах приграничного сотрудничества и расходные обязательства федерального бюджета на осуществление приграничного сотрудничества.

Руководитель постоянной делегации Федерального Собрания Российской Федерации по сотрудничеству с парламентариями стран Балтийского региона, депутат Государственной Думы В.Н. Пивненко предложила участникам заседания продумать направления работы, наиболее важные для России, которые необходимо будет использовать на парламентском уровне для обсуждения, сопровождения и получения результата через реализацию европейских международных программ.

Член Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств В.А. Густов напомнил, что в 2006 году был создан Центр российско-европейского межрегионального и приграничного сотрудничества, но решение проблем до сегодняшнего дня сводился только к их обсуждению. Затем был создан Еврорегион, но законодательной базы до сих пор нет. Важно, чтобы в текущем году закон о приграничном сотрудничестве был принят. Нужно запустить его в работу, а дальше проводить мониторинг его выполнения и принимать последующие решения. Кроме того России необходимо присоединиться к Протоколу № 3 к европейской рамочной конвенции, устанавливающего общеевропейские правила формирования и деятельности "еврорегионов".

Вице-президент Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-запада Российской Федерации С.Т. Ходько высказал свою точку зрения на обсуждаемые проблемы, среди которых главной считает отсутствие закона. Поскольку на федеральном уровне решение этого вопроса не получило должного развития, Северо-Западный федеральный округ самостоятельно активизировал деятельность в этом направлении, организовав эффективно работающий Координационный совет по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при полпреде Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе..

Представитель Госкомитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговли Д.В. Равикович поделился опытом в реализации программ приграничного сотрудничества в своем регионе, который граничит с тремя иностранными государствами. По его словам, на сегодняшний день наиболее активно ведется работа по программе «Эстония – Латвия – Россия».

Генеральный секретарь Совета МПА СНГ М.И. Кротов рассказал о проблемах и перспективах распространения европейского опыта приграничного сотрудничества на пространстве СНГ.

Пока ученые-теоретики спорят, что такое евразийская интеграция, сколько в ней должно быть азиатского и сколько европейского, практика свидетельствует о диалектике евроцентризма и азиацентризма. Сегодня не только западные страны СНГ, но и центральные, и азиатские страны говорят, что хотят в Европу, хотят жить по-европейски. Например, действует казахстанская программа «Казахстан, путь в Европу». Все документы, которые готовятся в рамках Межпарламентской Ассамблеи, по сути, являются документами мирового европейского уровня, но они адаптированы к условиям СНГ. Не стали здесь исключением и приграничные вопросы.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.Н. Мошкович, говоря о проблемах и перспективах распространения опыта приграничного сотрудничества на пространстве СНГ, отметил успехи Республики Карелия в этом направлении. Как представитель в Совете Федерации Белгородской области, В.Н. Мошкович рассказал об опыте использования в этом регионе формата еврорегиона.

В 2003 году между Белгородской и Харьковской областями был образован еврорегион Слобожанщина, где созданы благоприятные условия для развития торгово-экономических связей, образования новых транспортных коридоров, обустройства инфраструктуры, защиты окружающей среды и развития научного, культурного обмена и межвузовского взаимодействия. В основу развития еврорегиона Слобожанщина положена кластерная стратегия. В настоящее время в его пределах уже существуют строительный, фармацевтический и туристический кластеры. В последние годы украинские предприниматели активно регистрируют свои предприятия на Белгородчине в сфере производства, строительства и торговли, в результате чего в 2010 году оборот вырос в 2,3 раза. В текущем году в сотрудничестве между Белгородской и Харьковской областями планируется достигнуть докризисных показателей. Вместе с тем в данной сфере остается много проблем.

В.Н. Мошкович привел слова из опубликованной в журнале «Вестник Совета Федерации» статьи губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, который называет преступными и унизительными ограничения, препятствующие сегодня свободному общению украинского и российского населения. Даже граждане стран Евросоюза, которых, по сути, ничто не объединяет (ни десятилетия проживания в единой стране, ни общая память о великих боевых сражениях), и то сегодня беспрепятственно пересекают границы европейских государств. А российские и украинские граждане, чтобы увидеть своих родственников, вынуждены оформлять целый пакет разрешительных документов, оплачивать дорогостоящие страховки за проезд и часами стоять в очередях.

В.Н. Мошкович подчеркнул, что попытки федерального центра изменить создавшееся положение успехом пока не увенчались. За 10 лет так и не удалось согласовать с украинскими коллегами проект соответствующего соглашения, хотя речь идет о миллионах приграничных жителей. Отсутствие федерального закона также является причиной возникновения многих проблем в данной сфере.

Белгородская областная Дума приняла обращение к председателям палат Федерального Собрания, в котором говорится о необходимости ускорения принятия этого закона. Это обращение поддержано органами законодательной власти во многих регионах.

Член Комитета Совета Федерации по делам СНГ О.Е. Пантелеев представляет в Совете Федерации Курганскую область, у которой тысячи километров общей с Казахстаном границы. Он сообщил, что приграничное сотрудничество в регионе развивается успешно, особенно в сферах экономики и науки.

Заместитель руководителя Россотрудничества И.Н. Морозов отметил, что для них одним из главных инструментов интеграционного формата внешней политики России является русский язык, поскольку именно с помощью русского языка происходит межнациональное общение на территории, где проживают около 300 миллионов человек.

Член Комитета Совета Федерации по делам СНГ Р.Р. Сафин отметил, что приграничное сотрудничество должно способствовать повышению уровня жизни российского народа, а в настоящее время слишком очевидна разница в качестве жизни россиян и соседствующих европейских народов. Так, жители Карелии и Финляндии, в прошлом проживавшие на общей территории, говорившие на одном языке, сегодня разительно отличаются уровнем жизни. Для решения проблемы, безусловно, необходимы инвестиции, но, прежде всего, нужны законодательные меры.

Представитель Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике Н.П. Ершов акцентировал внимание на участии в решении вопросов приграничного сотрудничества органов местного самоуправления. К сожалению, федеральный закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации не предусматривает участие в приграничном сотрудничестве органов местного самоуправления. Другие законы также не обязывают органы местного самоуправления заниматься этими вопросами. В новом федеральном законе о приграничном сотрудничестве это нужно отразить.

Начальник Управления иммиграционного контроля ФМС России, член Рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества А.В. Земскова отметила, что 2010 год для рабочей группы стал плодотворным, Правительством России были подписаны соглашения по вопросам приграничного сотрудничества с Правительством Королевства Норвегии, кабинетом министров Украины, правительством Казахстана.

Депутат Брянской областной Думы, член рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества Ю.П. Петрухин рассказал о сложившейся ситуации в Брянской области, граничащей с Украиной и Белоруссией. Если с Белоруссией сегодня практически нет пограничных и таможенных проблем, то жители территорий на границе с Украиной не ощущают никаких послаблений и преференций.

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия М.И. Мрыхин обозначил проблемы, по его мнению, мешающие развитию приграничного сотрудничества.

Комитет Совета Федерации по делам СНГ с учетом состоявшегося на выездном заседании обмена мнениями принял решение о рекомендациях по вопросам приграничного сотрудничества профильным комитетам и постоянным комиссиям Совета Федерации и Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ, Исполнительному Комитету СНГ.

В частности Правительству Российской Федерации рекомендуется:

- принять участие в доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 351626-5 "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации" и содействовать его скорейшему принятию;

- ускорить подготовку к подписанию Российской Федерацией Протокола № 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 1980 года, направленного на создание единых общеевропейских правовых основ формирования и деятельности "еврорегионов";

- ускорить процесс согласования с украинской стороной нового текста Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины;

- поручить министерствам и ведомствам обеспечить оперативное решение вопросов о согласовании проектов в рамках программ "Карелия", "Коларктик", "Юго - Восточная Финляндия - Россия", "Литва - Польша - Россия", "Эстония - Латвия - Россия", которые реализуются в Республике Карелия, Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, г. Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе;  

- предусмотреть возможность изучения в общеобразовательных школах приграничных субъектов Российской Федерации в качестве иностранного государственного языка сопредельного государства.

Органам государственной власти приграничных субъектов российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность создания межрегиональных сообществ, проводить совместные семинары и конференции в целях активного обмена опытом организации приграничных связей и продвижения своих интересов на федеральном уровне.