Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Интервью с Председателем Комитета Совета Федерации по делам СНГ Андреем Молчановым

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "Родная Ладога"

«Родная Ладога»: Здравствуйте, Андрей Юрьевич! Следующий 2011 год — год 20-летия Содружества Независимых Государств.Вполне очевидно, что основой для интеграции является экономика стран Содружества. Как развивается межпарламентское сотрудничество, которое формирует правовую базу такого экономического взаимодействия?

А. Ю. Молчанов: Основной задачей является претворение в жизнь Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. Особую значимость имеет работа над проектом Договора о зоне свободной торговли. В ходе неформального саммита Глав государств, состоявшегося летом 2010 года, руководители шести стран Содружества подтвердили свою заинтересованность в скорейшем завершении этой работы. С другой стороны, уже активно реализуется проект ЕС «Восточное партнерство», также предполагающий создание зон свободной торговли со всеми европейскими странами Содружества, кроме России.Одним из важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации, сформулированных Президентом Российской Федерации является создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В текущем году парламентами стран Таможенного союза проделана большая работа по своевременной ратификации подписанных документов, в том числе, Таможенного кодекса трех стран. Необходимо было разработать и утвердить огромный блок международных соглашений. Таких документов разработано 74, из них 61 документ по состоянию на начало ноября с.г. уже ратифицирован. По инициативе нашего Комитета на Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС специально рассматривался вопрос о своевременной и синхронной ратификации документов, необходимых для функционирования Таможенного союза, а также о приведении национальных законодательств в соответствие с международнымидоговорами, принятыми в рамках Таможенного союза.Несомненна заинтересованность в расширении границ Таможенного союза. Стремление примкнуть к нему выражает Киргизия и Таджикистан. Логика подсказывает, что выгода была бы большей для всех государств — членов Таможенного союза, если бы к нему присоединилась Украина. Комитет Совета Федерации по делам СНГ, используя двусторонние и многосторонние контакты с парламентариями этих стран, проводит линию на расширение рамок Таможенного союза.

«Родная Ладога»: За пределами России в ближнем и дальнем зарубежье проживают более 25 миллионов наших соотечественников. Мониторинг состояния их прав и свобод — одно из главных направлений деятельности Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Какие задачи здесь еще предстоит решить?

А. Ю. Молчанов: Мы прилагаем немалые усилия для создания качественной правовой базы по данной тематике. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» был принят еще в 1999 году. Он сыграл важную роль в работе с соотечественниками. Однако к 2010 году данный закон уже не отвечал новым требованиям, что и послужило причиной для принятия его в новой редакции. Так был сделан значительный шаг вперед в области совершенствования законодательного обеспечения взаимодействия России со своими зарубежными соотечественниками. Большую работу по подготовке проекта закона проделала межведомственная рабочая группа, взявшая за основу предложения нашего Комитета. Во время работы над поправками в данный Федеральный закон в среде российских соотечественников, в особенности в странах СНГ, шли острые дискуссии. Были учтены многие предложения общественных организаций соотечественников, высказанные на соответствующих страновых и региональных конференциях. В новой редакции было изменено определение понятия «соотечественники за рубежом». Закон в качестве основного критерия принадлежности к соотечественникам ввел принцип личного выбора, культурной и духовной самоидентификации человека, а также его принадлежность к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. Наиболее значимой поправкой стала новая статья 111 Федерального закона, которая декларирует право соотечественников на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Однако, полноценная реализация данной нормы возможна после внесения соответствующих изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Сейчас мы работаем над такими изменениями. Совершенствование законодательства в области взаимоотношений с соотечественниками должно сопровождаться качественным ростом соответствующего финансового обеспечения данной работы. Однако в 2011 году финансирование Программы по работе с соотечественниками составит лишь 29 млн. рублей. В текущем году объем ассигнований из федерального бюджета на эти цели составил 89 млн. рублей. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2008 году, поддержка соотечественников является приоритетным направлением, при этом проблемы сохранения этнокультурной самобытности соотечественников, поддержки русского языка на пространстве СНГ с каждым годом становятся все более актуальными, требующими не уменьшения, а увеличения финансирования. Актуальной остается проблема увеличения бюджетных мест для обучения в вузах России студентов из государств-участников СНГ. Ежегодно Российская Федерация предоставляет квоту в 10 тыс. мест на бесплатное обучение иностранных студентов в российских вузах. Для стран СНГ эта квота составляет менее 500 мест. Примерно половина из этого количества мест резервируется для соотечественников. Этого количества явно недостаточно с учетом того, что многие страны Запада выделяют громадные средства на обучение молодежи из стран СНГ в европейских вузах. В странах Центральной Азии в этом направлении также активно работает и Турция. Ведь фактически речь идет о подготовке будущей политический элиты стран СНГ с соответствующей политической, исторической и идеологической ориентацией.Необходимо также отметить, что европейские страны и Турция предлагают более привлекательные условия для студентов из стран СНГ, оплачивая им не только само обучение, но и проезд, а в ряде случаев — проживание. В связи с этим Комитет готовит предложения об увеличении квот на бесплатное обучение иностранных студентов из стран СНГ в вузах России, в первую очередь, за счет вузов приграничных областей. Это позволит не только сохранить рабочие места для профессорско-преподавательского состава (в ближайшие годы из-за демографического спада начала 1990-х годов в Российской Федерации будет усугубляться проблема недобора студентов), но и обеспечит как минимум лояльное отношение к России большой группы молодежи из стран СНГ, получившей российское образование.

«Родная Ладога»: Андрей Юрьевич! Известна ваша многолетняя бескорыстная помощь и поддержка по восстановлению Государева Феодоровского собора в г. Пушкине, церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона, храма священномученика Антипы, церкви святой равноапостольной великой княгини Ольги. В Подпорожском районе Ленинградской области состоялось открытие храма Преображения Господня в деревне Пидьма, восстановленного при вашем решающем участии. В декабре 2010 года завершатся работы на строительстве Храма преподобного Амвросия Оптинского подсобного хозяйства Успенского подворья Оптиной пустыни в Сосновом Бору Ленинградской области. К сожалению, подобного рода информацию нам — журналистам и писателям, — приходится собирать буквально по крупицам. Ибо такова традиция нашего русского православного меценатства — делать богоугодныедела от чистого сердца, а не ради саморекламы. Несомненно, что подобные деяния способствуют формированию целительного морально-нравственного климата в нашем регионе. Ведь не секрет, что и исполнительная, и законодательная ветви власти Ленинградской области тоже активно работают и сотрудничают с Санкт-Петербургской Епархией РПЦ.

А. Ю. Молчанов: Это не удивительно, так как по данным Управления Министерства юстиции в Ленинградской области зарегистрировано более двухсот православных религиозных организаций. Одними из самых знаменательных событий в жизни Ленинградской области последних лет были архипастырские визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храмы Санкт-Петербургской епархии на территории Ленинградской области:— храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица Гатчинского района по случаю дня памяти преподобного Серафима Вырицкого; — Невский лесопарк, где возводится этнографический парк «Богословка» и реконструируются погибшие памятники русского деревянного зодчества, Екатерининский храм в поселке Мурино, где были проведены масштабные восстановительные работы и строительство нового приходского дома, в котором будут размещаться храм на 200 человек, крестильня, учебные классы, библиотека и собор Архистратига Божия Михаила в поселке Токсово по случаю освящения креста строящегося храма-колокольни и приходского геронтологического центра имени императрицы Марии Феодоровны; — Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь г. Тихвина Тихвинского района по случаю пятилетия возвращения Тихвинской иконы Божией Матери на родную землю, чему в свое время активно содействовали губернатор и правительство Ленинградской области. В рамках создания системы социального партнерства с Русской Православной Церковью осуществлялось: — проведение совместных с Санкт-Петербургской епархией мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (экспозиция Ленинградской области на пасхальной выставке в Санкт-Петербурге в апреле 2010 года, экспозиция Ленинградской области на выставке «Православная Русь — к Дню народного единства в Москве в 4-8 ноября 2010 года); — 9 июля 2010 года в Тихвинском районе области прошли традиционные масштабные торжества по случаю празднования Дня явления иконы Тихвинской Божией Матери; — 10 июля 2010 года во Всеволожском районе Ленинградской области прошел масштабный областной праздник «День семьи, любви и верности», в рамках которого проведен фестиваль национальных свадебно-семейных обрядов. Участниками празднования стали более 2500 человек; — празднование 770-й годовщины победы Александра Невского в Невской битве над шведами 11 июня 2010 года и реализация других мероприятий в рамках программы «Александр Невский — Имя России» в сфере духовного и патриотического воспитания молодежи; 14 июля 2010 года в Староладожском историко-архитектурном археологическом музее-заповеднике состоялся XVIII областной театрализованный праздник «Венок Славы Александра Невского». Праздник в честь святого благоверного великого князя Александра Невского отмечается в России с 1990 года. Руководство Ленинградской области оказывает содействие в восстановлении Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, находящегося в Лодейнопольском районе Ленинградской области. На сегодняшний день проделан большой объем работ по восстановлению объектов монастыря. Как известно, полностью восстановлены и обустроены храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса обители. В целом необходимо отметить, что власти Ленинградской области оказывают активную помощь и поддержку в устроении приходской жизни епархии (выделение земельных участков, восстановление объектов культурного наследия, развитие социального служения приходов и епархиальных структур, реализация социально значимых проектов, передача зданий, имущества и т. п.).

«Родная Ладога»: Уважаемый Андрей Юрьевич! Ленинградская область вышла на принципиально новый уровень партнерских отношений с сопредельными странами, участвуя в программах приграничного сотрудничества с Финляндией, Эстонией и Латвией. Наших читателей интересует этот важный аспект вашей деятельности, как представителя Правительства Ленинградской области в Совете Федерации, и как Председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ.

А. Ю. Молчанов: 18 ноября 2009 года состоялась встреча на высшем уровне в г. Стокгольме «Россия и Европейский союз». В рамках этой встречи Министром регионального развития Российской Федерации В. Ф. Басаргиным от имени Правительства Российской Федерации было подписано пять соглашений между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества в рамках европейского инструмента соседства и партнерства. Данные соглашения впервые создают правовую основу для решения конкретных задач приграничных территорий на основе сотрудничества российских регионов с сопредельными регионами стран Евросоюза. Положениями соглашений устанавливаются органы управления программами приграничного сотрудничества, порядок контроля их реализации, регламентируются финансовые взносы Сторон, меры по предотвращению нарушений, мошенничества и коррупции в процессе реализации программ. Товары и транспортные средства, ввозимые участниками программы на территорию ее реализации и используемые в целях выполнения контрактов, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов. В практическом плане реализация программ направлена на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных регионов государств-участников программ, улучшение состояния окружающей среды, повышение уровня жизни и благосостояния населения приграничных территорий. Подписав данные соглашения, Российская Федерация фактически впервые взяла на себя обязательства выделить на цели приграничного сотрудничества весьма существенные средства. Общий бюджет программ составляет более 271 млн. евро, из них доля России составляет 10 ,7 млн. евро. Ленинградская область и город Санкт-Петербург участвуют в реализации двух таких программ приграничного сотрудничества. В Программе «Юго-Восточная Финляндия — Россия» их партнерами являются регионы Финляндии: Южная Карелия, Южное Саво, Кюменлааксо. При реализации этой Программы особый упор будет сделан на экономическое развитие приграничных территорий и повышение качества жизни проживающего здесь населения. Для ее реализации ЕС выделяет 6,2 млн. евро, Россия — 18, 1 млн. евро. В Программе «Эстония — Латвия — Россия» помимо Ленинградской области и Санкт-Петербурга участвуют северные и восточные регионы Латвии и Эстонии. На первом плане здесь стоят задачи социально-экономического развития этих приграничных территорий, решение общих проблем и продвижение сотрудничества между людьми. ЕС выделяет 47,8 млн. евро, а Россия — 16 млн. евро. Исключительно важным для приграничного сотрудничества является правовое регулирование такого сотрудничества. В то же время правовое обеспечение многопрофильного приграничного сотрудничества, в которое в той или иной мере вовлечены более половины всех субъектов Российской Федерации и множество муниципальных образований, не возможно путем внесения отдельных поправок в действующие законы. Сложность и взаимосвязанность решаемых в данной сфере вопросов требует системного подхода и принятия специального федерального закона. 31 марта 2010 года членами Совета Федерации В. С. Бабичевым, А. Ю. Молчановым, С. Ю. Орловой, С. М. Киричуком и группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Он был принят в первом чтении уже 0 июня 2010 года. Этот закон призван организовать приграничное сотрудничество как важное направление международных связей нашей страны, имеющей 20 стран-соседей, с 16 из которых Россия граничит по суше. Сегодня полномочия в сфере приграничного сотрудничества имеют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации. Их нет

только у основных участников этой деятельности — муниципальных образований. Закон достраивает эту властную вертикаль, уточняет полномочия властей всех уровней, определяет цели, задачи и принципы сотрудничества, создает схему взаимодействия между разными уровнями власти. Кроме того, закон позволит создать условия для «запуска» процесса реализации международных договоров. Приведу только один пример. Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года Россия ратифицировала в 200 году и два ее протокола — в 2008 году. Суть этих документов: сотрудничество должны осуществлять местные власти на основе межмуниципальных соглашений, для координации этой деятельности они могут создавать совместные органы, а весь процесс должен осуществляться в соответствии с национальными законодательствами сторон. В России названная Европейская конвенция не реализуется в полной мере по следующим причинам: — органы власти приграничных муниципальных образований не наделены полномочиями в сфере приграничного сотрудничества по вопросам местного значения, не установлен порядок их участия в этой деятельности; — не установлен порядок заключения, согласования и учета межмуниципальных соглашений;— не определен статус совместных межмуниципальных органов и их компетенция. Все эти вопросы урегулированы в законопроекте «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации».