Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Когда решения принимаются консенсусом

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Инженерная газета
Автор публикации: 
Андрей Молчанов

В декабре 2011 года исполняется 20 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. Это хороший повод подвести итоги его деятельности и наметить пути дальнейшего совершенствования Содружества.СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Наиболее полно и конкретно совокупность согласованных взглядов государств – участников СНГ, отражающих их общее видение Содружества, цели и задачи его эволюции изложены в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной решением Совета глав государств в октябре 2007 года.

В соответствии с Концепцией основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Наряду с этим в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств – участников СНГ.

Отсюда и разница в принятии решений. В СНГ решения принимаются консенсусом, а, например, в Евразийском экономическом сообществе в соответствии с экономическим весом государства. А в Таможенном союзе создан наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза, решения которой являются обязательными для государств – членов ТС.

Одним из важнейших достижений СНГ за эти годы является сохранение общего гуманитарного пространства. Русский язык по-прежнему остается мощнейшей объединительной силой на пространстве Содружества. Этому во многом способствует политика России и многих других стран Содружества, деятельность различных общественных организаций и, прежде всего, фонда "Русский мир".

Важнейшими событиями в консолидирующей деятельности СНГ на постсоветском пространстве стали принятие Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года, которую поддержали все государства -участники, празднование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, утверждение Стратегии международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года, а также подготовка ряда перспективных стратегических документов, в частности, Договора о зоне свободной торговли, межгосударственной программы "Культурные столицы Содружества" и Межгосударственной программы инновационного сотрудничества. Показательно, что Украина проявляет интерес к участию по всему спектру направлений многостороннего сотрудничества в формате СНГ, а Грузия, вышедшая из его состава по политическим мотивам, продолжает участвовать в ряде экономических соглашений, заключенных в рамках Содружества.

Комитет Совета Федерации по делам СНГ выстраивал межпарламентское сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств с учетом реализации концепции председательства Российской Федерации в 2010 году в СНГ и приближающегося 20-летия Содружества.

Ключевой задачей по-прежнему остается правовое обеспечение в сфере экономического взаимодействия. Основной задачей является претворение в жизнь Стратегии экономического развития СНГ. Особую значимость имеет работа над проектом Договора о зоне свободной торговли. 

После приобретения независимости перед странами СНГ встала задача не только сохранить кооперационные связи, но и обеспечить их дальнейшее развитие, только уже на новой рыночной основе. Необходимо было устранить допущенные странами Содружества в первые годы своего становления серьезные ошибки и просчеты, вызванные разрывом этих связей, падением производства и их массовым перепрофилированием, утратой доступа к традиционным источникам сырья, возросшей конкуренцией на мировых рынках теперь уже бывших партнеров по производству.

Основной объем поставок гражданской и оборонной продукции приходится на долю машиностроения, которое на сегодня остается наиболее кооперированной отраслью промышленности стран СНГ. На работе этой отрасли особенно болезненно сказалась дезинтеграция единого в недавнем прошлом экономического комплекса. Результатом этого процесса стало превращение многих стран СНГ в монополистов по отдельным видам продукции и комплектующих изделий.

На территории Украины, например, было сосредоточено практически все общесоюзное производство магистральных тепловозов, машин и механизмов для угольной промышленности. Украина сегодня является основным поставщиком двигателей для российских вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-24 и других модификаций, самолетов-амфибий Бе-200 и учебно-боевого самолета Як-130, оборудования и авиационных вооружений для российских истребителей Су-30.

Особенно высокое развитие получила кооперация в таких отраслях как авиационная промышленность, ракетно-космическая отрасль, производство вооружений и военной техники. Во взаимопоставках продукции в рамках производственной кооперации с обеих сторон участвуют сотни хозяйствующих субъектов из крупнейших промышленных центров России и Украины. По оценкам специалистов, только авиационная промышленность Украины до недавнего времени получала по кооперации из России до 70% готовых изделий и до 90% материалов для них. Во многом и сегодня авиационная сфера Украины находится в критической зависимости от поставок из России титановых и алюминиевых изделий, легированных сталей и других материалов.

Кооперация важна не только на земле, но и в космосе. Празднование 50-летия первого полета человека в космос подтолкнуло ученых и специалистов стран СНГ к необходимости активизировать совместные исследования космического пространства. Поддержав эту инициативу, Совет Федерации и его Комитет по делам СНГ совместно с Институтом космических исследований РАН намечают провести в год 20-летия СНГ Международную научно-практическую конференцию по вопросам развития сотрудничества в области исследования космоса и использования космического пространства в мирных целях.

Важным этапом взаимодействия ведущих хозяйствующих субъектов СНГ стала реорганизация системы хозяйственных связей постсоветских государств на основе создания Таможенного союза и принятия плана формирования Единого экономического пространства.

В прошлом и текущем годах парламентами стран Таможенного союза проделана большая работа по своевременной ратификации подписанных документов, в том числе, Таможенного кодекса трех стран. Необходимо было разработать и утвердить огромный блок международных соглашений. Таких документов насчитывается 74. По инициативе нашего Комитета на Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС специально рассматривался вопрос о своевременной и синхронной ратификации документов, необходимых для функционирования Таможенного союза, а также о приведении национальных законодательств в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках Таможенного союза.

Жизнеспособность Таможенного союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий. Опыт показывает, что дальнейшее промедление с экономической интеграцией приведет к потере инициативы, которую уже готовы перехватить другие. Евросоюз активизировал свою программу "Восточное партнерство". Китай вкладывает сегодня десятки миллиардов долларов в инфраструктуру стран Средней Азии, а также других стран СНГ. Постепенно наращивают свое присутствие в регионе и Соединенные Штаты Америки, и Турция.

Практика подтвердила жизненную необходимость Таможенного союза. Все три государства Таможенного союза от участия в этом интеграционном объединении получают весомый прирост экономической активности. Согласно расчетам по интегрированной модели межотраслевого баланса в ближайшие пять лет он оценивается примерно в 15 процентов валового продукта. Этот эффект достигается за счет создания общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы.

Первый год работы Таможенного союза принёс позитивные результаты всей экономике стран-членов. За год работы Таможенного союза товарооборот между тремя странами увеличился на 20,6 процентов и составил в целом за 2010 год почти 87,4 млрд.долл. США. Российско-белорусский товарооборот в 2010 году составил около 27,9 млрд.долл. и по сравнению с 2009 годом увеличился на 18,9%. Товарооборот между Белоруссией и Казахстаном вырос более чем в два раза.

На следующем этапе предполагается сформировать правовую базу Единого экономического пространства трех стран. Для этого потребуется  ввести в действие еще 17 международных договоров. Белоруссия и Казахстан уже завершили процесс ратификации всех документов, в России эта работа близка к завершению.

Все эти документы предполагают возможность присоединения других государств. Некоторые страны Содружества уже проявляют к этому практический интерес. С созданием Единого экономического пространства трех стран развитие взаимной торговли будет идти еще более ускоренными темпами. Этот масштабный проект открывает дополнительные возможности для экономики государств - членов, повышения их конкурентоспособности, активизации встречного движения капиталов, технологий, товаров. Создание мощного регионального рынка станет реальным фактором роста и развития России, Белоруссии и Казахстана.

Таковы реальные перспективы развития интеграционных процессов на пространстве СНГ, таковы реальные итоги двадцатилетней деятельности СНГ.

Желаю читателям Вашей газеты, всему инженерному корпусу страны новых успехов на благо народов России.