Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Синусоиды Содружества

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Парламентская газета
Автор публикации: 
Вадим Анатольевич Густов - полномочный представитель Совета Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ

Становление Содружества Независимых Государств, пусть и умозрительно, можно сравнить со становлением другой организации - Европейского союза, хотя договор о создании ЕС был подписан через год после возникновения СНГ. Это сравнение имеет свою логику и объяснение. Ведь одной из опор ЕС, обозначенных Маастрихтским договором, было построение экономического и валютного союза, увенчавшееся относительным успехом. А что же Содружество Независимых Государств? Попытаемся разобраться, почему построение СНГ стало для государств-участников неподъемным фактически с самого начала.

Амбиции потеснили интеграцию

Если посмотреть на базовые документы о создании Содружества, то оно представляется в них капитальной и многообещающей конструкцией. Там четко зафиксированы положения о совместной деятельности по координации внешнеполитических шагов, о сотрудничестве в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в развитии таможенной политики, систем транспорта и связи, совместной деятельности в области охраны окружающей среды, в вопросах миграционной политики, борьбы с организованной преступностью и др. С учетом интересов всех стран Содружества, ибо его не подписали только главы Туркменистана и Украины, был подготовлен и принят в сентябре 1993 года Договор о создании Экономического союза, нацеленный на дальнейшее поступательное развитие интеграционных процессов в СНГ. Тогда казалось, что договор будет мобилизующим инструментом становления и укрепления Содружества.

Сегодня мы много говорим о создании Таможенного союза в рамках ЕвразЭС, упорно работаем над этим, готовим правовую базу для формирования единого экономического пространства. Но все это можно было начать еще 18 лет назад, опираясь на положения договора об Экономическом союзе. В нем, в частности, подчеркивалось, что он формируется путем поэтапной интеграции и координации в осуществлении экономических реформ. Реализовывать это предлагалось через межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли, Таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютный (денежный) союз. Причем для каждой формы интеграции предусматривался комплекс взаимосвязанных мероприятий. Договор предусматривал также взаимную ответственность стран за взятые на себя обязательства, что в условиях СНГ особенно важно.

Казалось бы, все предельно четко и понятно. Думай, работай, стремись выполнять положения договора. Благо, к тому времени уже было ясно, что курс, взятый многими странами СНГ на обособленное развитие с прицелом на Запад, не оправдался. К совместным скоординированным действиям должно было подвигнуть и то, что в 1993 году процесс распада единого пространства зашел еще недалеко. Сегодня можно часто слышать, что, дескать, в те годы Содружество не было готово идти по интеграционному пути развития. С субъективным фактором такой неготовности можно в чем-то согласиться, ибо многие представители политической элиты еще пребывали в атмосфере парада суверенитетов, во власти национально-государственного эгоизма. И движение в сторону интеграции их не интересовало, так как они не видели в этом своего места и личного интереса.

Между тем имелись объективные, прежде всего экономические условия для подъема экономики стран и интеграции в рамках СНГ. Содружество занимает 16,4 процента мировой территории с 4,4 процента населения мира. На его долю приходится примерно 20 процентов мировых запасов нефти, 40 процентов природного газа, 25 процентов каменного угля, 10 процентов производства электроэнергии, 25 процентов мировых запасов леса. Однако неотлаженность процесса экономического развития стран СНГ и неустойчивый характер торгово-экономического сотрудничества в довершение к распаду производственно-кооперационных связей привели в итоге к заметному снижению взаимной торговли: с 72,1 процента в 1990 году до 55 процентов в 1995-м, с 28 процентов в 2000-м и до 15 процентов в 2008 году.

Рамки газетной статьи не позволяют более подробно останавливаться на всех перипетиях и зигзагах развития СНГ. Близко соприкасаясь по роду своей деятельности с тематикой Содружества и зная положение дел в СНГ, я склонен в целом разделить мнение тех политиков и ученых, которые допускают, что в основе идеи образования СНГ скорее всего лежало стремление руководства союзных республик открыть дорогу к власти амбициозным политикам, а не поиск путей выхода из тупика и налаживания взаимовыгодных, гармоничных отношений между новыми государствами.

Многое в этом плане можно было понять из выступления президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в сентябре 1994 года. Он тогда сказал, что хотя за время существования Содружества было принято немало документов, однако никаких существенных результатов пока не достигнуто, поскольку ряд государств частично отвергает некоторые положения, толкуя содержание договоренностей в своих интересах.

Приоритет экономики

С тех пор на постсоветском пространстве произошли заметные позитивные изменения, вызванные как улучшением социально-экономического положения стран, конструктивными переменами в самом Содружестве, так и влиянием глобальных факторов. На самом высоком уровне в 2007 и 2008 годах были приняты два основополагающих документа, которые фактически стали путеводителями на многие годы: это - Концепция дальнейшего развития СНГ с планом основных мероприятий по ее реализации, а также Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Показательно, что один из путей достижения целей авторы концепции видят в повышении эффективности деятельности Содружества. Это должно стать основной задачей наступающего этапа развития СНГ. Потребуется прийти к единому пониманию по вопросам правового статуса решений органов СНГ, обеспечения выполнения государствами взятых обязательств, а также мониторинга их реализации.

Приоритетом же признается сегодня экономическое сотрудничество. Подчеркивается, что полноценное торгово-экономическое взаимодействие является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. В концепции особо указывается на необходимость завершить формирование зоны свободной торговли и совершенствовать ее в дальнейшем согласно принципам, правилам и нормам ВТО. В мае 2011 года в этом вопросе может быть поставлена долгожданная точка, когда главы правительств стран СНГ наконец подпишут договор о зоне свободной торговли. Он, по признанию экономистов, заменит более ста действующих соглашений и позволит снять многие из сохраняющихся барьеров во взаимной торговле.

Думается, что подписание договора и общая осознанная настроенность на его реализацию станут лучшим и дорогим, во всех отношениях, подарком к 20-летию СНГ. Важно, чтобы на региональный рынок стран поступало больше своих товаров высокого качества, чтобы на них постоянно увеличивался спрос как основы роста производства.

Отрадно, что в последнее время в документах СНГ и в практике работы уделяется повышенное внимание модернизации национальных экономик. В самом деле, на инновационном поле предстоит сделать немало, чтобы не законсервировать нынешний довольно отсталый уровень промышленного развития целого ряда стран СНГ, где после распада единого экономического комплекса СССР произошла фактически деиндустриализация, утвердился примитивизм в экономике. Например, удельный вес инновационной продукции в экономике такой страны, как Россия, составляет, по признанию официальных лиц, не более пяти процентов, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, менее 10 процентов. Что говорить о других странах СНГ?

В контексте этого большие надежды у нас и в странах СНГ возлагаются на проект межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.

 Большинство стран не только принимают участие в работе над этим документом, но и параллельно разрабатывают собственные программы развития информационно-коммуникационных технологий.

Конечно, не все страны готовы к сотрудничеству с Россией в области высоких технологий. Но, к примеру, с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, при их желании и заинтересованности, мы могли бы, преодолевая возможные барьеры, активно взаимодействовать в таких высокотехнологичных и наукоемких отраслях, как авиаи судостроение, космос, атомная энергетика, радиоэлектронная промышленность, транспорт, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение и др.

Российская доминанта

И еще один небезынтересный момент, связанный с ролью и местом России в СНГ. Дело в том, что особенностью экономической конструкции на постсоветском пространстве, объективно влияющей на развитие взаимоотношений, является общепризнанное доминирование России. На нее, по имеющимся данным, приходится 72 процента совокупного регионального валового внутреннего продукта (в паритетных ценах), около 77 процентов всей нефтеи газодобычи, почти 68 процентов суммарного экспорта товаров и услуг. В 2010 году экономика России по объему ВВП, по паритету покупательной способности вышла на шестое место в мире, составив 2,12 триллиона долларов. Это при том, что руководство страны с 2000 года уделяло и продолжает уделять огромное внимание развитию экономики после провальных 90-х.

Словом, у России и стран СНГ много общих задач как в экономике, так и в гуманитарной сфере, в области безопасности. Россия активно взаимодействует в рамках ЕвразЭС, Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности, осуществляет практическую работу по преодолению негативных последствий глобального экономического кризиса, в том числе посредством создания Антикризисного фонда. Везде заметна ее ведущая роль как организатора и донора, что вполне понятно, учитывая экономический потенциал страны. Это с пониманием встречают в странах СНГ.

На законодательном поле свою посильную работу в сфере инноваций и высоких технологий осуществляет и Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. Так, в октябре 2010 года инновационная проблематика, в том числе проект упомянутой Межгосударственной целевой программы были предметом активного обсуждения на 35-м пленарном заседании ассамблеи.

Говоря об СНГ, хочу напомнить, что на постсоветском пространстве функционируют и другие межгосударственные структуры. В их числе - ЕвразЭС, который по праву считается ядром интеграционных процессов и имеет хорошую перспективу. Допускаю, что при успешном поступательном развитии и адекватных обстоятельствах он может выкристаллизоваться в Евразийский союз, о котором еще в 1994 году мечтал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и о котором активно говорят сегодня.

Надеюсь, что по мере приближения 20-летнего юбилея СНГ в печати и других средствах массовой информации будут все чаще появляться материалы с оценкой пройденного Содружеством пути, с анализом работы, прогнозами на будущее. А мои рассуждения помогут авторам осознать необходимость глубоко вникнуть в столь актуальную сегодня тематику СНГ. Мы должны объективно оценить синусоидальный путь развития Содружества. Он не был свободен от ошибок, недоработок и упущений, но нельзя забывать и об определенных достижениях. Необходимо увидеть, почему пока не удалось решить заложенные в документах проекты и программы, чтобы нацелить и структуры СНГ, и страны - участницы Содружества на их реализацию.

Мы должны объективно оценить путь развития Содружества. Он не был свободен от ошибок, недоработок и упущений, но нельзя забывать и об определенных достижениях.