Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Трудовая миграция нуждается в совершенствовании законодательного обеспечения

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Вестник Совета Федерации

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, завершая осеннюю сессию 2010 года, провел парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательного обеспечения трудовой миграции". С вступительным словом к участникам слушаний обратился Председатель Совета Федерации С.М. Миронов. В работе приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители российских деловых и научных кругов, средств массовой информации. Обсуждались актуальные вопросы государственной политики, связанные с трудовой миграцией, удовлетворением потребностей российского рынка в трудовых ресурсах и решением демографических проблем. Участники парламентских слушаний отметили необходимость совершенствования законодательного регулирования в данной сфере.

Открыл и вел парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательного обеспечения трудовой миграции" председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств А.Ю. Молчанов. Более чем актуальной для нашей страны назвал эту тему Председатель Совета Федерации С.М. Миронов в своем вступительном слове.

Сегодня в мировом глобальном сообществе все больше обостряется конкуренция за привлечение квалифицированного и высококвалифицированного персонала. В частности, в докладе 2008 года "Россия перед лицом демографических вызовов", представленном Программой развития ООН, говорится о том, что депопуляционные тенденции набирают силу не только в России, но и в Европе, которая также сталкивается с ростом дефицита рабочей силы. Это вынуждает более богатые западноевропейские страны все шире привлекать необходимые кадровые ресурсы из других стран, в том числе из Восточной Европы, включая и Россию. Усиление конкуренции с этими государствами за квалифицированную рабочую силу ставит Россию перед серьезным вызовом.

"Мы являемся не только импортером рабочей силы, но и экспортером, – сказал С.М. Миронов. – Причем тут есть такая интересная специфика: от нас уезжают молодые ученые, очень грамотные люди, а к нам приезжают в основном люди, мягко говоря, с иной квалификацией".

Вместе с тем относительно дешевый труд мигрантов является важным фактором экономического развития России, пополнения трудовыми ресурсами малого и среднего бизнеса, особенно с учетом сокращения численности населения. По некоторым экспертным оценкам, благодаря труду мигрантов в стране создается 3–5 процентов ВВП.

"Должен сказать, что с точки зрения проблемы трудовых ресурсов большой наш резерв, который абсолютно не используется, – это наша внутренняя миграция, – подчеркнул С.М. Миронов. – И здесь есть проблемы, и они будут всегда, пока у нас не будут решены вопросы с жильем. Если у нас появится социальное жилье, которое можно получать в наем уже не только по очереди, а просто любым желающим в любом населенном пункте России, вот тогда у нас внутренняя миграция заработает. Сейчас люди, как при крепостном праве, привязаны к своим жилищам".

"Что касается внешней миграции, – продолжил С.М. Миронов, – нам нужно сегодня ясное понимание того, какие мигранты России необходимы и в каких количествах. Важно создать механизмы, позволяющие оперативно изменять величину и направление миграционного потока, быстро находить кадры необходимой квалификации или обучать их. Такое регулирование предполагает дебюрократизацию и упрощение миграционных процедур…

Безусловно, особое, я бы сказал, привилегированное положение среди потоков мигрантов должны иметь наши соотечественники, которые в основном находятся в странах СНГ. Они являются важным миграционным ресурсом, и мы должны дать им зеленый свет. Нам следует ускорить работу по созданию привлекательных условий для их переезда в принимающие регионы, а также распространить действие программы по переселению соотечественников на предпринимателей, организаторов производства и соотечественников, которые заключают контракт на службу в наших Вооруженных Силах.

Острейшим вопросом становится обеспечение баланса интересов всех сторон, которые вовлечены в миграционные процессы. Почву для напряженности в отношении мигрантов во многом создает нелегальная миграция, которая превратилась в источник сверхприбыли для бизнеса и кормушку для коррупционеров. Вопрос об ответственности работодателя за использование нелегалов пора ставить чрезвычайно жестко. Одновременно нам нужна специальная инфраструктура по привлечению рабочей силы, которая бы функционировала в рамках СНГ. Как вы знаете, такая работа ведется и в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ. Совсем недавно мы принимали модельный закон о деятельности частных агентств занятости. Такая же работа ведется в нашем профильном Комитете по делам СНГ. Думаю, что эту работу необходимо ускорить.

Именно грамотное изменение законодательства будет адекватной поддержкой поручению Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева: создать такие условия для мигрантов, чтобы люди были готовы приезжать и чтобы правила были понятны и достаточно просты.

Нам необходима новая концепция государственной миграционной политики, которая придаст целостность проектированию миграционного законодательства. Пора переходить от обсуждений к законодательному регулированию качества миграционных потоков, к созданию системы адаптации мигрантов к принимающей среде. Полагаю, что к разработке механизмов адаптации нам стоит подключить национальные культурные автономии и диаспоры. Нам нужно найти оптимальную границу между либерализацией законодательства для необходимых России работников и его ужесточением для нежелательных мигрантов, установить в конечном счете понятные, жесткие механизмы ответственности и контроля за миграционными потоками".

На парламентских слушаниях с основным докладом выступил директор Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановский, который сообщил, что на настоящий момент в Российскую Федерацию въехало (на работу, учебу, лечение и т.п.) более 12 миллионов иностранных граждан. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение на 4 процента. Основной поток составляют представители стран СНГ, и больше всего жителей Украины, Узбекистана, Казахстана. Среди стран дальнего зарубежья лидирующую позицию занимает Германия, а не Китай, как было в 2009 году. При этом в 2010 году наметилось общее снижение миграционного прироста.

Докладчик отдельно остановился на вопросе миграционной привлекательности России в свете провозглашенного Президентом Российской Федерации курса на инновационное развитие экономики.

"Свою решающую роль должны сыграть вступившие в силу вместе с действием патентов изменения в миграционном законодательстве, которые касаются привлечения в Россию высококвалифицированных специалистов-мигрантов, – сказал К.О. Ромодановский. – При подготовке федерального закона, помимо нашего взаимодействия с министерствами и ведомствами, мы очень активно взаимодействовали с зарубежными коллегами, с зарубежными деловыми кругами, посольствами иностранных государств. И в принципе, считаю, решение вопроса получилось хорошее. Оно не просто хорошее, оно нашими коллегами признано революционным". Директор Федеральной миграционной службы назвал численность российской "научной диаспоры" за рубежом. По экспертным оценкам, она составляет примерно 30 тысяч человек, что сопоставимо с численностью наиболее активной части Российской академии наук. "Многие развитые и развивающиеся страны уже привыкли к пониманию того, что привлечение иностранных ученых, инженеров, менеджеров, преподавателей и других специалистов означает импорт знаний, – подчеркнул О.К. Ромодановский, – и может быть исключительно выгодно для национальной экономики".

В дискуссии, развернувшейся в ходе парламентских слушаний, приняли участие: генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине М.Ю. Зурабов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" С.Р. Борисов, руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В. Нетребский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Киргизской Республике В.С. Власов, президент Фонда "Миграция XXI век" В.А. Поставнин, директор Департамента занятости и трудовой миграции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Г.Е. Годенко, президент некоммерческого партнерства "Международный альянс "Трудовая миграция" Н.В. Курдюмов, заведующий сектором Института макроэкономических исследований А.В. Топилин, генеральный секретарь Совета МПА СНГ М.И. Кротов.

Выступающие говорили о том, что в рамках поставленной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым задачи по модернизации экономики проводится работа по облегчению иностранным высококвалифицированным специалистам порядка въезда в Россию, пребывания на ее территории и осуществления трудовой деятельности, а также предоставлению налоговых льгот. В частности, вступившие в силу с 1 июля 2010 года изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" существенно упростили порядок привлечения высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности, освободили эту категорию иностранных граждан от квотирования, позволили работодателю самостоятельно оценивать квалификацию таких работников, обеспечивая установленный законом критерий – не менее 2 млн. рублей заработной платы в год.

Вместе с тем, согласно данным ФМС России, приток таких специалистов пока еще недостаточно большой. Так, начиная с 1 июля по 16 ноября 2010 года оформлено 1715 разрешений на работу для высококвалифицированных иностранных специалистов (с визовым режимом – 1598 и без визового режима – 117). Наиболее широкая категория работников, для которых российский рынок труда остается, по сути, единственно доступным, – это малоквалифицированная рабочая сила из стран Центральной Азии.

Другое нововведение Федерального закона касается иностранных граждан, работающих у физических лиц. За указанный выше период им выдано всего 94 тысячи патентов. Задачу легализации этой категории мигрантов закон пока не решил.

Вне правового поля остается трудовая деятельность иностранных граждан на территории Российской Федерации вследствие отсутствия трудовых договоров между работодателем и иностранным работником. Негативные последствия нелегальной трудовой миграции известны: от демпинга заработной платы, низкого качества работ и услуг до возникновения социальной и эпидемиологической напряженности и очагов организованной преступности.

Практика показывает, что одной только либерализацией миграционного законодательства достичь поставленных Президентом Российской Федерации задач в сфере трудовой миграции не удастся. Необходимо, как подчеркивали участники слушаний, с учетом мирового опыта вводить прогрессивное налогообложение, в том числе в отношении трудовых мигрантов, концентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития современного и нового технологических укладов в целях создания новых рабочих мест, повышать производительность труда, доводить заработную плату до уровня, обеспечивающего необходимый приток людских ресурсов (внутренних и внешних) в ведущие отрасли экономики. Отдельного внимания требуют меры по обеспечению цивилизованных условий проживания иностранных работников.

Участники парламентских слушаний ознакомились с докладом "Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России", подготовленный Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", и высказались в поддержку выдвинутых в нем рекомендаций.

Особое место в дискуссии заняла проблема формирования и распределения квот на привлечение и использование иностранных работников. Обращалось внимание на необходимость скорейшей разработки эффективного механизма квотирования, высказано предложение о расширении полномочий субъектов Российской Федерации в части осуществления корректировки ежегодной квоты регионов в привлечении иностранной рабочей силы. Отмечалось, что формируемые сегодня квоты на привлечение иностранных работников не отвечают реальным потребностям отраслей экономики во многом потому, что не учитывают в должной мере потребности рынка труда в целях обеспечения стабильного экономического развития, в том числе в приоритетных инновационных областях.

Не решен вопрос подготовки и повышения квалификации трудовых мигрантов, прибывающих из стран Центральной Азии, обучения их русскому языку. Недостаточно четко реализуются требования нормативных документов Правительства Российской Федерации в части ограничения использования иностранных работников в ряде секторов экономики, и прежде всего в розничной торговле, отсутствуют утвержденные критерии социально допустимого соотношения объемов национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы. Особенно подчеркивалась необходимость повышения полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании безвизовых миграционных потоков из государств – участников СНГ.

Нужны реформы в области трудовых отношений, направленные против демпингования зарплат трудящихся мигрантов, а также в области обеспечения этой категории работников социальными гарантиями. Следует законодательно определить исчерпывающий комплекс мер по предотвращению въезда на территорию Российской Федерации инфицированных опасными заболеваниями иностранных граждан, по медицинской реабилитации и выдворению за пределы страны выявленных больных из числа иностранных граждан.

Участники слушаний высказались за активизацию работы по созданию и внедрению в практику международной системы организованного привлечения трудящихся-мигрантов на основе партнерского взаимодействия заинтересованных государственных органов и частных агентств занятости, относящихся, как правило, к малому и среднему бизнесу.

В ходе слушаний были высказаны пожелания по ускорению разработки Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, созданию нового кодифицированного акта – Миграционного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание возрастающее участие Российской Федерации в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике и усиления конкуренции, в том числе на международных рынках рабочей силы.

В целях оптимизации порядка привлечения в экономику страны иностранной высококвалифицированной рабочей силы, формирования цивилизованного рынка услуг в данной области, противодействия незаконной миграции участники парламентских слушаний предложили ускорить работу по подготовке проекта федерального закона "Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов" на основе модельного закона "О деятельности частных агентствах занятости", принятого 28 октября 2010 года на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. По итогам работы парламентских слушаний было рекомендовано Совету Федерации войти с предложениями в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС об объявлении 2012 года Годом миграции в Евразийском экономическом сообществе и проведении в рамках Года представительного международного форума, посвященного проблемам миграции на Евразийском пространстве.