Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Содружество Независимых Государств: перспективы развития

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Вестник Совета Федерации
Автор публикации: 
Андрей Молчанов, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Начало функционирования в рамках Евразийского экономического сообщества таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, изменение политического курса в Украине, смена власти в Киргизской Республике – такой чередой событий, открывающих новые перспективы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств,ознаменовалась работа Совета Федерации за период весенней сессии 2010 года.

В этих условиях Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств активизировал работу по формированию договорно-правовой базы сотрудничества со странами Содружества, развитию межпарламентского взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках межпарламентских организаций.

 

Таможенный союз – реальный механизм экономической интеграции

Важнейшей темой, проходящей через всю весеннюю сессию 2010 года, стала ратификация договоров, соглашений и протоколов по вопросам формирования таможенного союза и единой таможенной территории.

Ключевое значение имела ратификация Договора о таможенном кодексе таможенного союза и Протокола о внесении в него изменений и дополнений. Договор заключен в целях обеспечения государствами – участниками таможенного союза скоординированной политики в области таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Значимость нового интеграционного объединения невозможно переоценить. На пространстве, объединяющем 170 миллионов человек, устанавливается беспрепятственное движение товаров и услуг. Это создаст принципиально новые условия конкуренции, подтолкнёт предприятия всех трёх стран к повышению эффективности своей деятельности. Но это лишь начало процесса. В течение предельно сжатого срока – двух лет – таможенный союз должен быть трансформирован в единое экономическое пространство, на котором будут уравнены условия для деятельности бизнеса: стороны перейдут к проведению согласованной, а затем и единой внешнеторговой, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики. Понадобятся единые правила ценообразования, конкуренции, госзакупок, субсидирования производителей. А попутно возникают и стимулы, и возможности к использованию более прогрессивных экономических и управленческих технологий.

Конечно, потребуется передача многих функций на наднациональный уровень. Комиссия таможенного союза, получившая наднациональные полномочия, и её рабочие органы стали принципиально новым механизмом, действующим зачастую оперативнее и эффективнее национальных ведомств. И здесь очень важно подчеркнуть, что уже сегодня формируется новый стиль руководства: при всём разнообразии мнений экспертов и остроте дискуссий подавляющее большинство решений принимается консенсусом. А значит, высок уровень взаимного доверия членов союза.

О международном значении таможенного союза свидетельствует интерес, проявленный к нему со стороны Киргизии и Таджикистана, а в последнее время – в кругах деловой и политической элиты Украины и Молдавии. Никто не ожидает, что уже завтра Киев и Кишинёв запишутся в союз. Однако публичное обсуждение темы поможет не только должным образом оценить преимущества членства в союзе, но и найти способы снятия препятствий к вступлению, пусть даже сегодня эти препятствия кому-то кажутся непреодолимыми.

Скептики указывают на множество проблем, связанных с возникновением таможенного союза. Часть этих проблем надуманна или раздута. Так, Россия и Белоруссия действительно применяют во взаимной торговле нетарифные ограничения, однако задача ликвидировать их в сжатые сроки успешно решается. В прошлом году высказывалось немало опасений по поводу согласования единого таможенного тарифа – у Казахстана, например, было всего 40 процентов общих тарифов с партнёрами из 13 тысяч товарных наименований, но сторонам удалось все тарифы согласовать в срок.

Другая часть проблем реальна: так, усиление конкуренции приведёт к закрытию неэффективных производств, потребует создания новых рабочих мест для высвободившихся работников. Возможен и рост цен на отдельные товары и услуги, связанный с введением единых таможенных тарифов, но в основном на товары из третьих стран, а ввезённые из государств – членов союза могут и подешеветь. Пути решения этих проблем необходимо искать уже сегодня.

Не хотелось бы за деревьями утратить картинку леса. Три государства вступили на путь интеграции, руководствуясь не только экономической теорией, но и историческим опытом: чем крупнее общий рынок, тем он выгоднее и для производителей, и для потребителей, тем выше его стабильность и в условиях кризиса, и в период роста. Одно только освобождение от издержек, связанных с таможенным контролем и другими формами контроля при пересечении границы, даст значительную экономию и средств, и времени. Ведь 60 процентов времени на транспортировку товаров во взаимной торговле уходит на простои на границах. Ещё один фактор экономии – унификация технического регулирования. Подсчитано, что только за ближайшие 4–5 лет союз обеспечит каждому из входящих в него государств 15 процентов прибавки к ВВП – дополнительно к обычному росту. И самое важное – он является одним из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности экономик наших стран на мировых рынках.

Понятно, что этот инструмент не заработает сам собой. Единая таможенная территория – не только снятие препон в торговле, но и вызов каждому из объединяющихся экономических пространств. Ведь теперь не обязательно строить предприятие в России, чтобы беспошлинно реализовать его продукцию на российском рынке, это можно делать и в Белоруссии, и в Казахстане, если там более льготные условия для бизнеса. Таким образом, интеграция стимулирует борьбу за инвестиции и рабочие места между членами союза. И если результатом этой борьбы станет выравнивание планки на уровне лучших условий предпринимательства, проигравших не будет.

Таможенный союз создаётся не в вакууме. Евросоюз активизировал программу «Восточное партнёрство», нацеленную на подготовку шести государств на европейской части постсоветского пространства к вступлению в ЕС. Китай вкладывает десятки миллиардов долларов в развитие транспортной, энергетической, сырьевой инфраструктуры и в странах Средней Азии, и в других государствах – участниках СНГ. Последовательно наращивают свою активность в сопредельных с Россией государствах Соединённые Штаты и Турция. Поэтому быстрые темпы формирования Таможенного союза и вслед за этим единого экономического пространства жизненно необходимы для наших стран.

В деле экономической интеграции, как показывает опыт, немало сложностей, но непреодолимых препятствий нет. Российские законодатели готовы конструктивно обсуждать и решать возникающие при строительстве таможенного союза вопросы.

 

Россия-Украина – долгожданный прорыв

17 января и 7 февраля члены Комитета СФ по делам СНГ в качестве международных наблюдателей в составе миссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ осуществляли мониторинг за ходом подготовки и проведения президентских выборов в Украине.

Итогом свободного волеизъявления украинского народа стал приход к власти Виктора Януковича и последовавшая корректировка внешнеполитического курса Украины. Заявление новой украинской власти о намерении развивать взаимоотношения с Российской Федерацией в конструктивном ключе нашло отражение и в законодательной сфере.

Долгожданным прорывом в двухсторонних отношениях наших стран стало достижение соглашения о пребывании российского Черноморского флота в Украине.

Это тот нечасто встречающийся тип соглашений, в котором комплексно решаются проблемы наиболее остро стоящие перед договаривающимися сторонами. Для России - это, безусловно, определенность в отношении сроков базирования Черноморского Флота и возможность без спешки решать  вопросы, связанные с развитием береговой инфраструктуры, создаваемой для его последующего перебазирования. Для Украины – это серьезнейшая возможность преодолеть последствия той экономической политики, которая проводилась в последние годы у наших соседей. Необходимо иметь в виду, что, по сути, этим соглашением Россия и Украина перешли на рыночные ставки аренды за базирование российского флота на украинской территории.

С президентским правлением Виктора Януковича связаны и большие надежды на реформирование украинской политики в гуманитарной сфере. Речь в первую очередь идёт о решении «проблемы русского языка», поскольку прошлая власть особо отличилась именно языковым шовинизмом.

Надо отдать должное новой власти – первые шаги по изменению ситуации уже сделаны. Тестирование выпускников школ в этом году проводится на языке преподавания, а Минюст отменил практику принудительной замены русских имён на украинские «варианты» в документах, удостоверяющих личность человека (так называемая ономастическая ассимиляция). Также в Верховную Раду внесено предложение о возможности ведения в регионах судопроизводства с использованием русского языка.

В ходе участия по приглашению Верховной Рады Украины в торжественных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Украины, мною получены важные сигналы, свидетельствующие о готовности украинских законодателей развивать межгосударственные отношения и по линии межпарламентского сотрудничества.

 

Развитие приграничного сотрудничества

В конце мая в палате регионов прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества. Речь шла в первую очередь о проекте Федерального закона “Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации”, о том, в какой мере он отвечает интересам развития приграничного сотрудничества России с сопредельными странами и самими этими регионами.

С распадом Советского Союза прежде формальные границы между братскими республиками стали реальным препятствием для хозяйственной, социальной, гуманитарной интеграции народов, волею судьбы оказавшихся на территории разных государств. В густонаселенной европейской части разделительная линия порой прошла через города и села, оставляя школы и поликлиники, театры и стадионы по разные стороны границы.

Но потребность в социально-экономических, транспортных, культурных связях не стала меньше. И эти связи осуществляются на основе общих законодательных норм, регламентирующих международную и внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации, которые, однако, не учитывают всего спектра и специфики приграничного сотрудничества. В российском законодательстве сегодня нет даже таких основополагающих понятий, как “приграничное сотрудничество”, “участники приграничного сотрудничества”, “территория приграничного сотрудничества”. И это при том, что приграничное сотрудничество ведется не только более чем половиной субъектов РФ, но и муниципальными образованиями. Причем зачастую за пределами правового поля. Не решив этот вопрос, можно упустить дополнительные богатые возможности для социально-экономического развития огромных российских территорий.

Попытка решить его была предпринята в мае 2008 года, когда Совет Федерации внес в Государственную Думу проект Федерального закона “О приграничном сотрудничестве”. Этот законопроект получил положительный официальный отзыв Правительства, был поддержан субъектами РФ. Однако общего положительного мнения выработать так и не удалось.

Новую попытку предприняли уже члены обеих палат Федерального Собрания. 31 марта этого года законопроект “Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации” внесен в Государственную Думу членами Совета Федерации Владимиром Бабичевым, Степаном Киричуком, Андреем Молчановым, Светланой Орловой и группой депутатов Госдумы.

Многие положения законопроекта закрепляют уже существующую в регионах практику и накопленный опыт. Но кое-что утверждается впервые. Помимо самих понятий, связанных с приграничным сотрудничеством, определяются направления деятельности, которые могут быть отнесены к нему. Устанавливается порядок осуществления приграничных связей органами местного самоуправления. В том числе порядок подготовки соглашений с органами местной власти сопредельных государств о приграничном сотрудничестве.

Законопроект, таким образом, очерчивает рамки приграничного сотрудничества. И вряд ли сегодня следует требовать от него большего. Например, часто звучат предложения предоставить участникам приграничного сотрудничества те или иные преференции и льготы. Но в сегодняшних условиях велика опасность, что такие льготы привлекут в приграничную зону не реальный сектор, а всевозможных любителей серых схем. Пока не будет предложена форма, гарантирующая использование любых преференций исключительно на цели развития приграничных территорий, вводить эти льготы преждевременно.

Другая группа предложений — это пожелания регионов учесть в законопроекте их специфику. Но это вряд ли возможно сделать: для малонаселенных степных территорий на границе с Китаем приоритеты одни, для Черноземья — другие, для индустриально развитой Ленинградской или Мурманской области — третьи. Кроме того, не следует забывать, что лишь взаимовыгодное сотрудничество будет иметь шансы на успех. А интересы у наших соседей везде разные.

С принятием нового закона возникнет общая основа для формирования взаимовыгодных проектов. В конце 2009 года были подписаны соглашения Правительства России с Евросоюзом о реализации пяти программ приграничного сотрудничества, рассчитанных до 2016 года. В рамках этих программ предполагается развивать торговлю, туризм и инвестиционную деятельность, создавать и модернизировать приграничную инфраструктуру, в том числе транспортную, логистическую и коммуникационную системы. Запланированы поддержка образовательных, научно-исследовательских, инновационных проектов, реализация экологических и природоохранных мероприятий.

Россия впервые выделила на эти цели серьезные деньги — более 100 млн евро. Со своей стороны Евросоюз выделяет почти 170 млн евро. Важно, чтобы эти средства пошли не на “поддержание штанов”, а на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных регионов. Ведь создание комфортной среды для предпринимательства в виде создания инфраструктуры, условия для закрепления кадров, защиты от коррупции не менее важно, чем предоставление, скажем, налоговых льгот.

Это что касается бизнеса. Но не менее важны и другие направления приграничного сотрудничества, которые прямо относятся к сфере полномочий региональных и местных органов власти. Например, защита растительных и животных ресурсов (число особо охраняемых природных территорий на наших границах измеряется десятками), обеспечение чистоты водных ресурсов и воздушного бассейна. Профилактика чрезвычайных ситуаций и взаимопомощь при наводнениях, лесных пожарах, землетрясениях, а также организация экстренной медицинской помощи — ведь порой до врача за границей куда ближе, чем до “своего” райцентра. Повышение квалификации кадров, обмен опытом, например, в сфере государственного и муниципального управления, культурное и научное сотрудничество — от взаимного обучения языкам и гастролей художественных коллективов до проведения совместных научных исследований и других мероприятий — все это возможности приграничного сотрудничества.

Рассмотрение проекта Федерального закона “Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации”, одобренного в депутатами Госдумы в первом чтении, продолжится осенью 2010 года.

Принятие закона станет значительным шагом вперед в развитии и многих российских регионов, и международных связей нашей страны в целом.

 

Поддержка соотечественников

14 июля 2010 года Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Необходимость корректировки закона была обусловлена нескольким причинам.

Во-первых, многие положения принятого в 1999 году Федерального закона носили декларативный характер и не были подкреплены ни законодательным, ни финансовым обеспечением.

Вторая причина – «моральное устаревание» некоторых формулировок, например, определения понятия «соотечественники за рубежом», под которыми подразумевались фактически все граждане бывших советских республик. В 1999 году эту логику можно было понять – прошли считанные годы с момента распада СССР, ещё оставалась культурная и языковая общность бывшего единого советского народа. Сегодня ситуация принципиально иная: в странах СНГ успело вырасти целое поколение, которое практически не знает русского языка. Российскую культурную идентичность в странах СНГ удалось сохранить только русским и представителям других коренных народов России, которые по каким-то причинам не смогли вернуться на историческую родину.

В-третьих, в 2008 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция внешней политики России, в которой уделяется большое внимание необходимости взаимодействия с соотечественниками, защиты их прав и законных интересов. Подходы, изложенные в этой Концепции, необходимо было отразить и в базовом Федеральном законе.

В одобренном Советом Федерации Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» понятие «соотечественники за рубежом» было изменено. К ним, помимо граждан России, постоянно проживающих в зарубежных государствах, будут относиться лица, проживающие за пределами России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации.

Закон в качестве основного критерия принадлежности к соотечественникам вводит принцип личного выбора, личной культурной и духовной самоидентификации человека.

Много жарких и долгих дискуссий вызвала отмена государственного документирования соотечественников, замена документов соотечественника государственного образца общественными свидетельствами. Нельзя не признать, что мнения соотечественников здесь разделились примерно пополам. Уважая все высказанные точки зрения по этому вопросу, российский законодатель всё же остался верен принципу «не навреди». Ведь если допустить, что Россия начнёт в официальном порядке выдавать такие документы соотечественникам, то это может стать ещё одним поводом для их дискриминации в государствах проживания.

Наиболее адекватной «компенсацией» отмены государственного документирования стала новая статья закона о соотечественниках, которая даёт им право на получение российского гражданства в упрощённом порядке. Действительно, многим соотечественникам в странах СНГ жить становится всё труднее в силу усиливающихся там этноцентристских тенденций и объективных социально-экономических трудностей. И здесь Россия даже в моральном плане должна дать им сигнал: вы в любое время можете вернуться, для вас двери открыты, вам всегда рады. Реализация этой нормы закона будет иметь большое гуманитарное и моральное значение для соотечественников.

Вместе с тем, предоставляя облегчённую возможность для возврата соотечественников на историческую родину, не следует ставить себе цель переселить всех русских из стран СНГ в Россию.

Россия, наоборот, должна быть заинтересована в том, чтобы пространство Русского мира, русской культуры и языка постоянно расширялось. А основными проводниками и хранителями Русского мира за рубежом являются именно российские соотечественники.

Наличие сильных русских общин в странах СНГ ‑ это в определённом смысле фактор их экономической и политической стабильности. Мы сегодня должны приложить максимальные усилия, чтобы наши соотечественники чувствовали себя полноценными гражданами государств, где они живут, участвовали в политической, общественной, культурной, экономической жизни стран СНГ. Для этого на государственном уровне Россия должна оказывать им поддержку, использовать все возможные механизмы для защиты их прав и интересов. Эта центральная задача государственной политики России в отношении соотечественников также нашла своё отражение в принятом Федеральным Собранием законе.

Большое внимание в новой редакции закона уделяется получению соотечественниками образования в российских вузах. Фактически, соотечественники получили равные с гражданами России права на доступ к российскому образованию.

Комитет Совета Федерации по делам СНГ проводил активную работу с соотечественниками в ходе весенней сессии 2010 года.

22 мая 2010 года в г. Киеве прошла региональная конференция соотечественников Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины, в работе которой принял участие заместитель председателя Комитета Борис Третяк. Проводились и регулярные встречи с организациями соотечественников в ходе рабочих визитов членов Комитета в страны СНГ.

Занимаясь парламентской дипломатией, члены Комитета регулярно заостряют проблемные вопросы положения российских соотечественников перед коллегами из законодательных органов власти стран СНГ. В первую очередь это касается положения русского языка и возможностей его беспрепятственного изучения и использования.

Прямой контакт с организациями соотечественников позволил к сегодняшнему дню сформулировать несколько предложений, актуальных для российских соотечественников и находящих у них поддержку.

Во-первых, нужно улучшать условия для деловых и гуманитарных контактов соотечественников с Россией. Ключевую роль здесь должны играть приграничные субъекты Российской Федерации, полномочия которых в новой редакции закона значительно расширены. Сюда входит не только развитие связей с бизнес-структурами соотечественников, оказание им поддержки в продвижении на российский рынок, но и вопросы образования. Именно поэтому необходимо на государственном уровне рассмотреть вопрос увеличения квот на обучение иностранных студентов из числа соотечественников в российских вузах, в первую очередь, в учебных заведениях приграничных областей России.

Вторая задача - консолидация соотечественников путём содействия формированию самодостаточных, политически и экономически независимых общин.

Усилению информационной работы с соотечественниками призваны способствовать Российские центры науки и культуры, работа по открытию которых с появлением Россотрудничества стала носить более динамичный характер. Важно, чтобы сфера деятельности этих центров постепенно переходила со столиц государств СНГ на областные и крупные районные центры.

Ключевую роль в защите прав и законных интересов соотечественников призван сыграть ныне формируемый Фонд поддержки и защиты прав соотечественников. Это будет ещё одним подспорьем российской политике в отношении соотечественников.

Но самый главный вопрос сегодня – это возможность получения российскими соотечественниками образования на русском языке в странах проживания. Общеизвестно, что за последние 20 лет русскоязычное образование в странах СНГ значительно деградировало в силу не только закрытия школ с русским языком обучения, но и утечки высококвалифицированных педагогических кадров.

Без поддержки России русскоязычные школы в странах СНГ не смогут обеспечить потребностей ни соотечественников, ни представителей титульных наций. Например, только в Киргизии на деньги Турции ежегодно открываются по одному ‑ два турецких колледжа с высококлассным материально-техническим обеспечением. Русские школы таких возможностей лишены. И здесь нужна комплексная программа «Русская школа за рубежом», в рамках которой можно было бы оказывать помощь таким учебным заведениям. Работу в этом направлении сегодня ведут Россотрудничество и Минобрнауки России в соответствии с рекомендациями Всемирной конференции соотечественников, которая прошла в Москве в декабре 2009 года.

Российские соотечественники за рубежом – это уникальное богатство России и опора Русского мира. Партнёрские отношения между ними и Российским государством, грамотное использование интеллектуального потенциала соотечественников даёт России неоспоримые конкурентные преимущества в глобальном мире. Важно этот ресурс не растерять, укреплять его и делать всё, чтобы каждый соотечественник чувствовал за своими плечами поддержку Россию.

 

Впереди большая работа

В период осенней сессии 2010 года членам Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств предстоит напряженная работа, как в сфере законотворчества, так и по широкому кругу вопросов политического, экономического и гуманитарного взаимодействия с государствами – участниками СНГ.

Продолжится работа по законодательному обеспечению функционирования единой таможенной территории таможенного союза. Членам Совета Федерации предстоит ратифицировать 7 решений, утвержденных высшим органом таможенного союза – Межгосударственным Советом ЕврАзЭс.

В ходе осенней сессии планируется доработать и принять Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации».

В ноябре Комитетом намечено проведение парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательного обеспечения трудовой миграции». В рамках подготовки к мероприятию будет проведен обзор практики применения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Напомню, что с 1 июля в закон были внесены существенные изменения, которыми, в частности, введен специальный документ – патент, дающий право работать у физических лиц по трудовому или гражданско-правовому договору и одновременно являющийся разрешением на пребывание в России.

Насколько успешно проходит процесс легализации трудовых мигрантов, какие дополнительные изменения необходимо внести в миграционное законодательство – эти вопросы члены Совета Федерации обсудят вместе с заинтересованными органами исполнительной и законодательной власти, представителями общественных организаций.

Осенью 2010 года в целом ряде стран Содружества пройдут выборы и референдумы, от исхода которых во многом будет зависеть внешнеполитический курс и характер взаимоотношений этих стран с Российской Федерацией и другими государствами – участниками СНГ.

В начале сентября в Республике Молдова состоится референдум о порядке избрания Президента Республики, за которым последуют выборы Парламента Республики Молдовы в ноябре 2010 года.

Также в период осенней сессии 2010 года пройдут выборы в Жогорку Кенеш Киргизской Республики, в Милли Меджлис Азербайджанской Республики, в органы местного самоуправления Украины.

Члены Комитета примут активное участие в наблюдении за ходом подготовки и проведения выборов и референдумов.

Продолжится работа и по линии двухстороннего межпарламентского сотрудничества, в том числе намечено проведение масштабного Российско-таджикского форума.

В рамках работы по развитию экономической интеграции России и стран Содружества Комитет планирует исследовать вопросы нормативно-правового обеспечения производственной кооперации между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и других государств – участников СНГ.

И, безусловно, приоритетной задачей Комитета, которая охватывает все сферы взаимодействия с нашими партнерами в странах Содружества остается – развитие гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ, в том числе, поддержка русского языка и российских соотечественников за рубежом.