Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Россия - Украина: к новому качеству взаимодействия

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Российская Федерация сегодня
Автор публикации: 
В.А. Густов - член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, полномочный представитель Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ

Пару лет назад, в разгар нараставшей на Украине антироссийской кампании, спровоцированной тогдашним руководством страны, мной был подготовлен аналитический материал “Россия — Украина: к взаимодействию надо идти встречными курсами”, опубликованный в “Российской газете”. Глядя на те годы и события с колокольни сегодняшнего дня, можно сказать, что многие оценки впоследствии подтвердились. Финал “пира во время чумы” был закономерным.

В самом деле, пятилетнее правление “оранжевых” политиков, полное исторической лжи, злобной клеветы в отношении России и всего российского, обмана собственного народа, не могло не закончиться провалом. Рано или поздно, но справедливость и правда жизни должны были взять свое. Еще Авраам Линкольн говорил, что “можно обманывать часть народа все время и весь народ — некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время”. Лучше и яснее не скажешь. Сегодня, при наметившемся качественно новом повороте в отношениях между Россией и Украиной после победы на президентских выборах В. Януковича, мысль о существовании объективных предпосылок для устойчивого развития интеграционных процессов на многих направлениях российско-украинского сотрудничества, думаю, весьма актуальна. Нужны лишь политическая воля и готовность сторон к взаимодействию.

Причем к взаимодействию не только на экономической площадке, но и в более широком плане: в гуманитарной области, на уровне человеческих контактов, в сфере общественных наук и т. д. Если не сделать это сейчас, история вряд ли предоставит нам такой шанс.

Опыт почти двадцатилетнего курирования украинской проблематики в Совете Федерации дает мне основание полагать, что исторический шанс для качественной трансформации российско-украинских отношений представился именно сегодня, в результате прихода к власти в Украине политиков новой волны.

Прежние политические силы и их лидеры, приходившие к власти после обретения Украиной самостийности, не особо стремились к развитию тесного сотрудничества с Россией, не взаимодействовали с ней на международной арене, а подчас оказывались даже в лагере оппонентов. За их громкими заявлениями о дружбе и стратегическом партнерстве маячило, как правило, заурядное желание получать от России всевозможные выгоды и льготы при минимальной встречной отдаче.

С появлением на олимпе власти в Украине команды Президента В. Януковича, хотя неоднородной по составу, политическим взглядам и интересам, но в основном благожелательно относящейся к России, по крайней мере в нынешней обстановке, заметно приоткрылось окно возможностей для взаимодействия с украинской стороной по широкому спектру проблем: от экономических и оборонных до гуманитарных.

Насколько долго удастся держать распахнутым это окно возможностей, во многом будет зависеть как от российских, так и от украинских политиков всех уровней. От их нацеленности на тесное взаимодействие в разработке перспективных, высокотехнологичных программ экономического сотрудничества, способных покончить с кризисными явлениями в развитии экономик обеих стран, осуществить их модернизацию и вывести Россию и Украину в разряд конкурентоспособных государств на международной арене. Представляется, что основа для реализации этих и других направлений российско-украинского взаимодействия на качественно новом уровне была заложена в ходе встреч Президента России Дмитрия Медведева и Президента Украины Виктора Януковича в апреле—мае сего года и подписания ими базовых документов в сфере социально-экономического, политико-правового и гуманитарного сотрудничества.

Из общей серии этих поистине важных и в чем-то судьбоносных соглашений хотелось бы особо выделить Соглашение о продлении срока пребывания Российского Черноморского флота на территории Украины после 2017 года на 25 лет с возможной пролонгацией еще на пятилетний срок. В обмен на это Украина получила существенную скидку цены на российский газ.

О других направлениях многопланового сотрудничества, по которым достигнуты договоренности на высшем уровне, уже сказано немало, и мне вряд ли удастся добавить что-либо новое. Могу лишь отметить, что подписанные соглашения надо незамедлительно переводить в плоскость практических дел, с тем чтобы ускорить экономическое развитие наших стран, повысить уровень благосостояния населения России и Украины и покончить с бедностью.

Даже по признанию самого Президента Украины, сегодня бедность стала главной проблемой страны — почти 30 процентов украинцев находятся за чертой бедности. Согласно международной статистике, уровень жизни населения Украины — один из самых низких в Европе. Он в два раза ниже, чем в России. Правда, принимаемые сейчас меры по преодолению глобального экономического кризиса и оздоровлению экономик России и Украины дают свои результаты — наметился рост производства.

Как представляется, главное сегодня в украинской повестке — это не упустить время, не повторить прежних ошибок и просчетов, которые заметно отразились и на наших двусторонних отношениях, и на имидже России в рамках СНГ. Подойди мы продуманно и ответственно к “разводу” с Украиной в 90-е годы, просчитай грамотно возможные последствия разрыва формировавшихся десятилетиями производственно-кооперационных связей, оцени объективно значение Украины для российской политики, пробуди у официального Киева интерес к взаимовыгодному сотрудничеству с Россией, дело могло бы принять другой оборот. А сейчас приходится фактически начинать с нулевой отметки.

На внешнеполитическом направлении, видимо, в рамках возможного надо оказывать всяческое содействие линии нового руководства Украины на сближение с Россией и формирование с ней особых отношений, на восстановление и углубление стратегического партнерства. Способствовать тому, чтобы установившиеся между руководителями России и Украины хорошие личные отношения трансформировались в практические дела, а также находили отклик на других этажах властных структур обеих стран.

Не менее амбициозные задачи стоят и в сфере экономики, которой было уделено значительное внимание в ходе упомянутых встреч президентов России и Украины. Причем речь идет не только о восстановлении экономических связей, углублении производственной кооперации, но и о совместном поиске путей модернизации всего комплекса российско-украинского экономического сотрудничества, придания ему высокопродуктивной, инновационной направленности.

Ибо посткризисное развитие обеих стран, а тем более взаимодействие в сфере экономики вряд ли может быть продвинутым и успешным при сохранении прежних традиционных форм взаимной торговли и производственной кооперации. Более того, без высокотехнологичной, прорывной продукции нашим странам будет трудно, если вообще возможно, пробиться на мировой рынок. К примеру, с московским станком или харьковским трактором даже новой модификации западный рынок не завоюешь.

Нацеленность России на инновационную экономику была вновь подтверждена на прошедшем в июне сего года Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Думаю, что при обоюдном желании вместе проводить модернизационный курс сделать это будет несложно, так как у наших стран имеется солидный материально-технический, ресурсный и интеллектуальный потенциал. Давно сложилась система производственной кооперации в различных отраслях: от авиастроения, ракетостроения и судостроения, производства горно-шахтного оборудования и сельскохозяйственной техники до атомного машиностроения.

Хотя из-за распада Союза и неконструктивной политики прежних украинских властей кооперационные связи в некоторых сферах заметно ослабли, однако база для их возрождения на основе высоких технологий сохранилась. Как сохранились школа и дух кооперативности, а также, что немаловажно, производственная потребность.

Следует иметь в виду, что в отношениях с Украиной, как ни с какой другой страной СНГ, производственно-кооперационные связи занимают особое место и регулируются постановлениями обоих правительств. Достаточно отметить, что в среднем в кооперации участвует по 400—500 российских и украинских предприятий. К примеру, только предприятия ВПК России и Украины ежегодно поставляют друг другу до 7—8 тысяч позиций в виде сырья, материалов и комплектующих изделий для производства военной и гражданской продукции.

Объем товарооборота в рамках производственной кооперации между Россией и Украиной в некоторые годы превышал сумму в 830 млн долларов. По оценке российских экспертов, в любом украинском машиностроительном изделии примерно 50 процентов — это стоимость российских комплектующих. Убедительно выглядят и другие данные по кооперации, прежде всего в оборонной сфере, в которой сотрудничество наиболее развито и взаимовыгодно. Так, согласно подсчетам специалистов, по некоторым конкретным направлениям военно-технического взаимодействия поставки комплектующих из Украины в Россию составляют 40—80 процентов. В оборонном машиностроении Украина, судя по данным статистики, на 70—80 процентов зависит от поставок комплектующих изделий и материалов из России.

До недавнего времени существовало хорошо налаженное российско-украинское сотрудничество в авиастроении, в частности, в выпуске самолетов серии “Ан”, производстве авиационных двигателей, энергетическом и транспортном машиностроении, реализации совместных космических проектов “Днепр” и “Морской старт” и др. Потребности дня требуют совершенствования сотрудничества в этих и других сферах, выхода наряду с развитием кооперации на более высокий уровень экономического взаимодействия, прежде всего на создание совместных корпораций и холдингов, разработку крупных инвестиционно-инновационных проектов.

Здесь открывается широкое поле деятельности на многих направлениях сотрудничества, но, как представляется, наиболее реально и взаимовыгодно сейчас создание совместных предприятий в атомной промышленности, кораблестроении, авиастроении, нефтегазовой отрасли и сельском хозяйстве. Совершенно очевидно, что с увеличением выпуска высококачественной, востребованной продукции будет расти и экспортный потенциал наших стран, расширятся возможности для взаимной торговли.

Не случайно Президент России Дмитрий Медведев, выступая перед студентами Киевского национального университета 18 мая сего года, высказался за необходимость постановки амбициозных целей в сфере взаимной торговли. По его словам, “100 миллиардов долларов торгового оборота для таких крупных экономик, как украинская и российская, абсолютно по силам”. В 2007 году взаимный товарооборот составил 30 млрд долларов, в 2008-м — 39,7 млрд, кризисном 2009 году — около 23 млрд долларов. За январь—март 2010 года взаимная торговля выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Однако в общем товарообороте России доля Украины составляет около 6 процентов, в то время как доля России в общем товарообороте Украины — свыше 25 процентов.

Для России большой интерес представляет Украина и как страна-транзитер. Через нее на европейские рынки идут крупные поставки российского газа и нефтепродуктов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений и др. В морских портах Украины ежегодно происходит перевалка до 40 млн тонн экспортных российских грузов.

Как видим, даже эти немногочисленные примеры и факты свидетельствуют о тесной взаимосвязанности и взаимодополняемости экономик России и Украины. К сожалению, прежнее украинское руководство не утруждало себя желанием понять это и своей дезинтеграционной политикой ослабило экономическое сотрудничество с Россией, фактически поставив под удар экономику и социальную сферу своей страны.

Надеемся, что команде Виктора Януковича удастся внести серьезные коррективы в экономическую политику, настроить и членов правительства, и предпринимателей на осознанное стремление к развитию и укреплению многоформатного сотрудничества с Россией, имея в виду при этом, что основные локомотивные отрасли экономики Украины — металлургия, машиностроение и сельское хозяйство — в огромной степени зависят от российских энергоресурсов, комплектующих изделий и российского рынка.

Допускаю, что правящей коалиции будет нелегко перестроить менталитет тех украинских политиков и бизнесменов, которые подвергались в течение многих лет обработке ющенковской пропагандой в части недоверчивого отношения к России, восприятия в негативном свете российской действительности. Не упустит своей возможности сыграть на этом и Запад, пытаясь оживить “евро-атлантические” тенденции в политике Украины. Нельзя исключать и того, что при очередном возникновении трудностей в экономике Украины у отдельных политиков страны не появится соблазн искать виновников вовне.

В этой ситуации с нашей стороны надо проявлять солидарную поддержку усилий команды В. Януковича на оздоровление социально-экономического положения в стране, а также на укрепление интеграционных процессов в отношениях с Россией. У партнеров должно быть четкое понимание того, что предпринимаемые Россией шаги направлены не только на повышение ее собственного экономического и политического потенциала, но и на достижение равноправного, взаимовыгодного сотрудничества с Украиной.

Следует стремиться к тому, чтобы выдвигаемые российской стороной инициативы, программы и проекты развития взаимоотношений были реально обоснованными и привлекательными, чтобы они побуждали политиков, бизнесменов и общественные круги Украины тесно сотрудничать с Россией не из-за возникающей безысходности и вынужденной неизбежности, а в силу убежденности и взаимного интереса.

В таком же ключе могло бы формироваться образовательное и культурно-информационное пространство, ориентированное на уважительное отношение в наших странах к общей истории, традициям, культуре и политике друг друга. Видимо, основы этого должны закладываться уже в общеобразовательной и вузовской среде, в воспитании молодого поколения.

Динамика российско-украинского экономического сотрудничества на нынешнем этапе требует от парламентариев обеих стран совершенствования своей деятельности по правовому обеспечению развития многопрофильных отношений России и Украины, в том числе на приграничном и межрегиональном уровне. Многое в этом плане можно реализовать в рамках двусторонней Межпарламентской комиссии. Уверен, что российские парламентарии будут уделять этому самое пристальное внимание.