Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Посол – человек публичный

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Независимая Газета
Автор публикации: 
Андрей Молчанов, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

О практике политических назначенцев в российской дипломатии

12–15 июля в Москве проходило совещание российских послов за рубежом, проводимое раз в два года. Один из важных вопросов, обсуждаемых на мероприятии, – российская политика в отношении государств СНГ.

Выступая 12 июля на совещании с послами и постоянными представителями в международных организациях, президент России Дмитрий Медведев отметил, что «крайне важным и приоритетным остается наше сотрудничество с партнерами по СНГ», подчеркнув: «Дипломатические миссии в государствах, с которыми нас объединяет историческая эпоха и связывают тысячи нитей, должны содействовать эффективному обмену новаторским опытом и информацией».

Сегодня наши партнеры по Содружеству Независимых Государств занимают достойные места в списке государств, с которыми Россия поддерживает дипломатические отношения. Идея создания российского министерства по делам постсоветского пространства вовремя была признана контрпродуктивной. Патернализм как инструмент российской внешней политики давно сдан в архив.

Вместе с тем никто не будет отрицать, что отношения Российской Федерации с другими бывшими республиками СССР по многим причинам носят особый, исторически сложившийся характер. Пребывание в составе одного государства в течение многих десятилетий (а то и веков) тесно переплело судьбы наших народов. Бесчисленные родственные узы, мощный слой русскоязычной культуры, образования и науки. Общие страдания и потери в годы войн и одна на всех Великая Победа. Тесная торговая и производственная кооперация, до конца не порушенная даже возникновением новых государственных границ.

Сохранением этого наследия мы во многом обязаны Содружеству Независимых Государств. Критика в адрес СНГ в недостаточной эффективности часто справедлива, однако следует помнить, что без этого института центробежные тенденции на постсоветском пространстве реализовались бы гораздо быстрее и категоричнее, а процесс «развода» новых независимых государств протекал бы куда менее цивилизованно. Не будь Содружества, вряд ли возникли бы ЕврАзЭС, ОДКБ и Таможенный союз. И этим потенциал СНГ далеко не исчерпывается. Убежден, что начинающееся реформирование этой организации позволит ее участникам в полной мере оценить преимущества многостороннего сотрудничества в самых разных сферах деятельности.

Важной особенностью дипломатических отношений между новыми независимыми государствами изначально являлось тесное личное общение руководителей высших звеньев, сложившееся, как правило, задолго до распада СССР. Схожестью карьерного пути и решавшихся партийно-политических и хозяйственных задач была во многом предопределена высокая степень взаимопонимания между ними. Это отнюдь не означало согласия по всем вопросам, однако очень облегчало достижение договоренностей. Наличие такого взаимопонимания зачастую не требовало участия профессиональных дипломатов как необходимых посредников в решении важных межгосударственных вопросов.

Однако постепенное осознание всеми постсоветскими государствами своих национальных интересов, становление их политических институтов, развитие экономики неизбежно вели к усложнению системы межгосударственных отношений. С течением времени стало ясно, что ресурса личного общения лидеров просто физически недостаточно для планомерной работы по решению множества вопросов, особенно носящих долгосрочный характер.

Логичным решением, по крайней мере с российской стороны, стал институт политических назначенцев – людей, чей опыт административной и/или хозяйственной (а не только дипломатической) деятельности позволяет им выступать в качестве посредников-тяжеловесов в общении с высшим руководством государств – партнеров РФ. Следует в связи с этим упомянуть, в частности, некоторых нынешних и бывших послов Российской Федерации: в Белоруссии – Александра Сурикова, в Казахстане – Владимира Бабичева, в Киргизии – Валентина Власова, в Таджикистане – Рамазана Абдулатипова, в Украине – Виктора Черномырдина и Михаила Зурабова.

Следует отметить, что практика направления политических назначенцев в важнейшие для интересов нашей страны государства оправдала себя еще в советский период. Советскими послами в страны соцлагеря, где ключевую роль играли межпартийные связи, назначались крупные партийные и советские работники, как правило, члены ЦК КПСС. Это не только посылало сигнал о приоритетах советской внешней политики, но и обеспечивало лидерам соцстран прямой канал связи с высшим советским руководством.

Особенность деятельности российских послов в независимых государствах постсоветского пространства заключается в том, что они действуют и воспринимаются не только как чиновники-дипломаты, но скорее как публичные политики. Нередко степень их самостоятельности – и одновременно ответственности – оказывается заметно выше, чем у карьерного дипломата.

Это весьма важно для нашей политики в таких постсоветских странах, как Молдавия и Киргизия, где складывается особенно сложная политическая ситуация: неурегулированные межэтнические конфликты, борьба за власть враждующих кланов и группировок, геополитическое соперничество с соседними державами и альянсами. В этих условиях необходимо правильно ориентироваться и действовать, иметь доверительные отношения и достоверную информацию от всех ведущих игроков, умело нейтрализовывать попытки местных сил «разыграть российскую карту» в своих интересах.

Многолетний опыт комитета Совета Федерации по делам СНГ показывает, что практика политических назначений на должности российских послов в государствах – участниках Содружества полностью себя оправдала. Убежден, что продолжение этой линии будет соответствовать повышению значения стран СНГ во внешней политике нашей страны. А это отвечает национальным интересам России.