Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Рамки приграничного сотрудничества

Версия для печати Подписаться
СМИ: 
Журнал "Российская Федерация сегодня"
Автор публикации: 
Андрей Молчанов, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Государственная Дума планирует рассмотреть проект Федерального закона “Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации”. С необходимостью его принятия согласны, кажется, все, но вот содержание вызывает оживленные дискуссии.

В конце мая в палате регионов прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества. Речь шла в первую очередь о том, насколько проект закона отвечает интересам развития приграничного сотрудничества России с сопредельными странами и самими этими регионами.

С распадом Советского Союза прежде формальные границы между братскими республиками стали реальным препятствием для хозяйственной, социальной, гуманитарной интеграции народов, волею судьбы оказавшихся на территории разных государств. В густонаселенной европейской части разделительная линия порой прошла через города и села, оставляя школы и поликлиники, театры и стадионы по разные стороны границы.

Но потребность в социально-экономических, транспортных, культурных связях не стала меньше. И эти связи осуществляются на основе общих законодательных норм, регламентирующих международную и внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации, которые, однако, не учитывают всего спектра и специфики приграничного сотрудничества. В российском законодательстве сегодня нет даже таких основополагающих понятий, как “приграничное сотрудничество”, “участники приграничного сотрудничества”, “территория приграничного сотрудничества”. И это при том, что приграничное сотрудничество ведется не только более чем половиной субъектов РФ, но и муниципальными образованиями. Причем зачастую за пределами правового поля. Не решив этот вопрос, мы упустим дополнительные богатые возможности для социально-экономического развития огромных российских территорий.

Попытка решить его была предпринята в мае 2008 года, когда Совет Федерации внес в Государственную Думу проект Федерального закона “О приграничном сотрудничестве”. Этот законопроект получил положительный официальный отзыв Правительства, был поддержан субъектами РФ. Однако общего положительного мнения выработать так и не удалось.

Новую попытку предприняли уже члены обеих палат Федерального Собрания. 31 марта этого года законопроект “Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации” внесен в Государственную Думу депутатами Галиной Изотовой, Русланом Кондратовым, Константином Косачевым, Алексеем Островским, Владимиром Пехтиным, Екатериной Лаховой и членами Совета Федерации Владимиром Бабичевым, Андреем Молчановым, Светланой Орловой.

Многие положения законопроекта закрепляют уже существующую в регионах практику и накопленный опыт. Но кое-что утверждается впервые. Помимо самих понятий, связанных с приграничным сотрудничеством, определяются направления деятельности, которые могут быть отнесены к нему. Устанавливается порядок осуществления приграничных связей органами местного самоуправления. В том числе порядок подготовки соглашений с органами местной власти сопредельных государств о приграничном сотрудничестве.

Законопроект, таким образом, очерчивает рамки приграничного сотрудничества. И вряд ли сегодня следует требовать от него большего. Например, часто звучат предложения предоставить участникам приграничного сотрудничества те или иные преференции и льготы. Но в сегодняшних условиях велика опасность, что такие льготы привлекут в приграничную зону не реальный сектор, а всевозможных любителей серых схем. Считаю, что, пока не будет предложена форма, гарантирующая использование любых преференций исключительно на цели развития приграничных территорий, вводить эти льготы преждевременно.

Другая группа предложений — это пожелания регионов учесть в законопроекте их специфику. Но это вряд ли возможно сделать: для малонаселенных степных территорий на границе с Китаем приоритеты одни, для Черноземья — другие, для индустриально развитой Ленинградской или Мурманской области — третьи. Кроме того, не следует забывать, что лишь взаимовыгодное сотрудничество будет иметь шансы на успех. А интересы у наших соседей везде разные.

С принятием нового закона возникнет общая основа для формирования взаимовыгодных проектов. В конце 2009 года были подписаны соглашения Правительства России с Евросоюзом о реализации пяти программ приграничного сотрудничества, рассчитанных до 2016 года. В рамках этих программ предполагается развивать торговлю, туризм и инвестиционную деятельность, создавать и модернизировать приграничную инфраструктуру, в том числе транспортную, логистическую и коммуникационную системы. Запланированы поддержка образовательных, научно-исследовательских, инновационных проектов, реализация экологических и природоохранных мероприятий.

Россия впервые выделила на эти цели серьезные деньги — более 100 млн евро. Со своей стороны Евросоюз выделяет почти 170 млн евро. Важно, чтобы эти средства пошли не на “поддержание штанов”, а на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных регионов. Ведь создание комфортной среды для предпринимательства в виде создания инфраструктуры, условия для закрепления кадров, защиты от коррупции не менее важно, чем предоставление, скажем, налоговых льгот.

Это что касается бизнеса. Но не менее важны и другие направления приграничного сотрудничества, которые прямо относятся к сфере полномочий региональных и местных органов власти. Например, защита растительных и животных ресурсов (число особо охраняемых природных территорий на наших границах измеряется десятками), обеспечение чистоты водных ресурсов и воздушного бассейна. Профилактика чрезвычайных ситуаций и взаимопомощь при наводнениях, лесных пожарах, землетрясениях, а также организация экстренной медицинской помощи — ведь порой до врача за границей куда ближе, чем до “своего” райцентра. Повышение квалификации кадров, обмен опытом, например, в сфере государственного и муниципального управления, культурное и научное сотрудничество — от взаимного обучения языкам и гастролей художественных коллективов до проведения совместных научных исследований и других мероприятий — все это возможности приграничного сотрудничества. Поэтому я убежден: принятие законопроекта станет значительным шагом вперед в развитии и многих российских регионов, и международных связей нашей страны в целом.