Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Рекомендации Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам СНГ по вопросу «Программа Европейского союза «Восточное партнерство»: проблемы реализации и возможные последствия»

Версия для печати Подписаться

19 ноября 2009 года в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, на котором был рассмотрен вопрос «Программа Европейского союза «Восточное партнерство»: проблемы реализации и возможные последствия». В нем приняли участие члены Совета Федерации, руководители и представители научных, общественных и международных организаций, федеральных органов исполнительной власти, сотрудники Аппарата Совета Федерации.

Обсудив указанные вопрос, члены Экспертного совета отмечают, что развитие добрососедских и партнерских отношений между странами на условиях взаимной выгоды и соблюдения интересов друг друга остается важнейшим принципом межгосударственных отношений. От того, как и в какой степени, страны-партнеры будут следовать этому принципу в своих взаимоотношениях, зависит не только их уровень, но и само социально-экономическое развитие государств, глубина связей между проживающими в них народами. Главная задача, которая должна стоять и соблюдаться странами-партнерами в современных реалиях, – это сохранить и приумножить накопленный десятилетиями опыт межгосударственного общения, не потеряться в поисках «новых путей развития».

Попытки некоторых европейских стран и их объединений, прежде всего Евросоюза, кардинально изменить существующий вектор развития в межгосударственных отношениях между государствами постсоветского пространства может нанести серьезный вред сложившимся партнерским отношениям. Такие действия приведут не к укреплению региональной безопасности на европейском континенте, к которой стремятся европейцы, а к еще большему обострению конфликтных ситуаций на восточных рубежах Европы.

Проявившийся в последние годы «интерес» Евросоюза к странам СНГ, желание закрепиться на их территории, усилить свои позиции на их внутренних рынках, попытки навязать свои «европейские ценности» без учета уже сложившихся отношений в треугольнике «России – Страны СНГ», «Россия – Евросоюз» и «Страны СНГ – Евросоюз» может только обострить противоречиями между ними.

К большому сожалению, как признают члены Экспертного совета, не способствует этому и подписанная в мае 2009 года программа «Восточное партнерство». В целом признавая, что любое партнерство, в каком бы виде оно не проявлялось, лучше любых споров и конфликтов, программа «Восточное партнерство» не дает однозначного и четкого ответа, в каких формах и до каких рубежей будет следовать в перспективе Евросоюз, выстраивая свои отношения с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной. Как нет ответа и на вопрос, не будет ли «Восточное партнерство» восприниматься как партнерство против России?

Члены Экспертного совета отмечают, что с практической стороны эта программа предполагает переход шести стран СНГ к более тесным отношениям с Евросоюзом, прежде всего в сфере экономики. В их числе  формирование зоны свободной торговли с каждой из них, облегчение визового режима, обеспечение энергобезопасности, поддержка проведения экономических реформ, подготовка и реализация совместных программ. В числе целей программы - сближение и приведение национальных законодательств стран-партнеров в соответствии с правовыми нормами и стандартами Евросоюза, заключение соглашений об ассоциации.

Однако реализация этих целей, проводником которых должны служить соответствующие договоры и соглашения с Евросоюзом, может противоречить аналогичным документам, заключенными этими странами в двустороннем формате, а также на многосторонней основе в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Ставится под сомнение возможность сохранения в прежнем виде взаимодействия России со странами «шестерки» в вопросах формирования зоны свободной торговли, применения безвизового режима, транзита товаров, энергобезопасности, дальнейшего формирования Союзного государства и в других направлениях. Продвигая вперед «Восточное партнерство» без учета этих факторов, Евросоюз торпедирует другие договоренности, сложившиеся в рамках СНГ. Не исключено, что Россия в условиях реализации этой программы будет вынуждена обеспечить защиту своего внутреннего рынка, своих национальных интересов в странах-участниках Евросоюза по «Восточному партнерству».

По мнению членов Экспертного совета, с подписанием программы «Восточное партнерство» российская сторона должна интенсифицировать свою деятельность на пространстве СНГ. С учетом изложенного, члены Экспертного совета предлагают выделить в качестве основных следующие направления взаимодействия.

1. В условиях председательства Российской Федерации в СНГ в 2010 году подготовить долгосрочный план действий в рамках Содружества, предусматривающий конкретные меры по углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Предусмотреть в нем мероприятия по снижению возможного негативного воздействия на экономическую, социальную и политическую жизнь Содружества последствий реализации программы «Восточное партнерство».

2. Провести инвентаризацию имеющейся международной правовой базы сотрудничества со странами, участвующими в программе «Восточное партнерство», сформированной как на двухсторонней основе, так и в многостороннем формате в рамках СНГ, на предмет ее оптимизации.

Проанализировать эффективность тех соглашений, которые создают преференциальный режим взаимодействия по сравнению с третьими странами, прежде всего, договоров (соглашений) о создании зоны свободной торговли, о производственной кооперации и специализации, о безвизовом режиме, о предоставлении медицинской и социальной помощи и по другим направлениям.

3. Ускорить подготовку и согласование в рамках СНГ нового договора (соглашения) о зоне свободной торговли, который должен прийти на смену подписанным ранее в многостороннем формате Соглашению о создании зоны свободной торговли (апрель 1994 года) и Протоколу к нему (апрель 1999 года).

4.   Оказывать содействие участию российского бизнес-сообщества в реализации инвестиционных проектов и программ на территории стран СНГ, в обеспечении их правовой поддержки и защиты с использованием общепринятых в мировой практике норм и правил. Активнее использовать в работе со странами СНГ залоговую форму расчетов (включая ценные бумаги), особенно в таких отраслях, как топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, горнодобывающая промышленность.

5. Разработать федеральную целевую программу, обеспечивающую перевод в ближайшие годы производства продукции военно-технического назначения, выпускаемой и поставляемой странами СНГ в рамках производственной кооперации, на российские предприятия.

6. С учетом необходимости реализации поставленной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 год задачи поддержки создания и внедрения новых инновационных технологий предложить странам СНГ  (прежде всего входящим в «Восточное партнерство» Белоруссии, Молдавии и Украине) подготовить предложения о дальнейшем сотрудничестве в сфере высоких технологий с подключением к этой работе стран Евросоюза.

7. В гуманитарной и социальной сферах:

расширить прием молодежи из стран СНГ в российские образовательные учреждения за счет бюджетных средств, предусматривать выделение квот на бюджетные места в образовательные учреждения, расположенные в приграничных со странами СНГ территориях, внедрить в российской практике грантовую систему обучения молодежи из стран СНГ;

обеспечивать регулярную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов из стран СНГ, а также их стажировку, в том числе в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и других аналогичных программ на последующие периоды;

ставить своей целью расширение филиалов российских высших учебных заведений в странах СНГ;

ускорить создание информационно-культурных центров России во всех странах СНГ, обеспечить привлечение к деятельности центров организаций соотечественников, проживающих в странах СНГ, ставить задачей создание филиалов таких центров в крупных городах стран СНГ;

проанализировать эффективность реализации подписанных странами СНГ Договора о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ от 25 мая 2006 года и Соглашения о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ от 28 ноября 2006 года, подготовить предложения по совершенствованию их работы.

8. В межрегиональной сфере:

ускорить рассмотрение и принятие федерального закона «О приграничном сотрудничестве», позволяющего создать правовые основы для этой формы деятельности, привлечь на законных основаниях к приграничному сотрудничеству муниципальные образования, уточнить компетенцию федеральных, региональных и местных властей по данному вопросу, наполнить конкретным содержанием международные акты Российской Федерации;

совершенствовать международную правовую базу межрегионального и приграничного сотрудничества, подготовить и заключить двусторонние межправительственные соглашения между Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ о межрегиональном сотрудничестве, используя опыт подготовки аналогичных соглашений с другими странами СНГ (например, с Республикой Армения и Республикой Узбекистан);

создать в составе двусторонних Межправительственных комиссий по сотрудничеству между Российской Федерацией и странами СНГ рабочие группы (подкомиссии) по межрегиональному и/или приграничному сотрудничеству;

организовать проведение субъектами Российской Федерации, наиболее активно развивающих экономические и гуманитарные связи с регионами стран СНГ, работ по анализу эффективности привлечения и использования трудящихся-мигрантов из этих государств и обеспечить на этой основе подготовку предложений по совершенствованию российского законодательства и нормативно-правовой базы в данной сфере;

провести анализ мирового опыта и практики формирования регионов приграничной интеграции и на этой основе подготовить предложения по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы, необходимой для деятельности «еврорегионов».

9. В миграционной сфере:

в целях формирования комплексного подхода к регулированию миграционных процессов в России разработать и утвердить Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации;

принимая во внимание поставленную «Восточным партнерством» задачу по упрощению визового режима со странами-партнерами, активизировать проведение переговоров со странами СНГ на предмет заключения договоров (соглашений) по вопросам реадмиссии;

учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране и необходимость удовлетворения потребностей рынка труда в трудовых ресурсах, стимулировать привлечение в Россию квалифицированной рабочей силы из стран СНГ, в том числе через реализацию Государственной программы содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

[1]  Программу «Восточное партнерство» подписали 27 стран Европейского союза и шесть стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина

[2] В настоящее время Россия  заключила договоры (соглашения) о реадмиссии с Евросоюзом, Узбекистаном и Украиной.