Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"

Принято: 
267-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 июля 2010 г.

Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 марта 2010 г.

Целью данного Федерального закона является отражение современных подходов российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженному в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству, а также конкретизация положений ряда статей действующего Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Так, рассматриваемый Федеральный закон вносит изменения в определение понятия «соотечественники за рубежом». Согласно Федеральному закону, соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, соотечественниками признаются лица, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации.

Таким образом, данный Федеральный закон в качестве основного критерия принадлежности к соотечественникам вводит принцип духовной, культурной и правовой самоидентификации человека.

В Федеральном законе в соответствии с нынешними реалиями уточняется порядок признания принадлежности к соотечественникам лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. В основу этого порядка также положен принцип самоидентификации, который, в соответствии с Федеральным законом, подкрепляется общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации и развитию культуры России, по укреплению дружественных отношений страны проживания соотечественника с Российской Федерацией, по поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников, либо иными свидетельствами свободного выбора в пользу духовной и культурной связи с Россией.

В связи с тем, что норма статьи 3 действующего Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», регламентирующая выдачу соотечественникам специального документа (свидетельства) государственного образца, в силу политико-правовых и экономических причин не была реализована, рассматриваемый Федеральный закон исключает положение о государственном документировании соотечественников. Вместе с тем данный Федеральный закон предусматривает, что соотечественник имеет право регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. Федеральный закон корректирует формулировки принципов и целей государственной политики в отношении соотечественников. К числу важнейших целей государственной политики отнесено оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Кроме того, Российская Федерация будет оказывать соотечественникам содействие в использовании русского языка и родных языков народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала соотечественников.

Ключевым моментом рассматриваемого Федерального закона является декларирование права соотечественников на получение гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке в соответствии с международными договорами и законодательными актами Российской Федерации в сфере гражданства. Необходимо отметить, что реализация данного положения потребует соответствующих изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

В Федеральном законе также подробно изложен порядок получения соотечественниками образования в образовательных и научных организациях Российской Федерации. При этом соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляются равные с гражданами Российской Федерации права на доступ к образованию соответствующего уровня при условии предоставления ими необходимых документов, подтверждающих статус соотечественника.

В соответствии с Федеральным законом, Российская Федерация будет оказывать содействие религиозным организациям в их социально значимых инициативах по оказанию духовной помощи соотечественникам, сохранению родного языка и культуры.

Федеральный закон существенно расширяет полномочия субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками. Так, предусматривается возможность создания при органах государственной власти субъектов Российской Федерации советов (комиссий) соотечественников по реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также отнесено поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установление контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников и иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники.

Федеральным законом также предусматривается участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.

Важным нововведением Федерального закона является формирование механизма представительства интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом, высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации различного уровня, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между конгрессами могут проводиться всемирные конференции соотечественников.

Федеральный закон прописывает порядок избрания делегатов на Всемирный конгресс и всемирные конференции соотечественников.

В период между всемирными конгрессами и конференциями представительство осуществляет Всемирный координационный совет российских соотечественников. Согласно Федеральному закону, деятельность общественных объединений соотечественников в государствах их проживания координируется соответствующими координационными советами.

Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Деятельность предусмотренных Федеральным законом органов (Всемирный конгресс соотечественников, Всемирный координационный совет российских соотечественников, координационные советы соотечественников в государствах их проживания) финансируется за счёт бюджетных средств, выделяемых Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на поддержку соотечественников.

Создание советов (комиссий) в регионах осуществляется за счёт имеющихся средств у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Положения представленного Федерального закона не противоречат нормам Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также международным договорам Российской Федерации. Данный Федеральный закон может быть поддержан Советом Федерации.

Представленный Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Заключения Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительные.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».