Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики»

Принято: 
286-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2011 года.

Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Москве 9 декабря 2010 года. Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 2011 года.

Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение заключено в целях:

- обеспечения доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории Единого экономического пространства на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства каждой Стороны;

- соблюдения баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта Сторон;

- обеспечения условий для доступа организаций железнодорожного транспорта государства одной Стороны на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта государства другой Стороны.

Стороны проводят унификацию тарифов по видам сообщения – экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов (кроме транзита) – в срок до 1 января 2013 года. При этом предусматривается осуществление Комиссией Таможенного союза контроля за изменением уровня тарифов внутри ценового коридора, а также сохранение действующего порядка тарифообразования для перевозки грузов из третьих стран в третьи страны транзитом через территорию Единого экономического пространства, где данный порядок базируется на тарифной политике железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств при перевозке грузов в международном сообщении.

Соглашением установлены общие принципы формирования тарифов, в качестве основного метода тарифообразования на железнодорожном транспорте принят метод экономически обоснованных затрат. При этом начиная с 2013 года предусматривается возможность установления уполномоченными органами государств Сторон предельно минимальных и предельно максимальных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Соглашением закреплены обязательства Сторон по предоставлению с 1 января 2015 года равного доступа к инфраструктуре для перевозчиков государств – участников Единого экономического пространства.

Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением Соглашения.

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктами «а» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, устанавливает полномочия Комиссии Таможенного союза по вопросам расследований по обращениям потребителей услуг железнодорожного транспорта, а также предусматривает обязательную юрисдикцию Суда ЕврАзЭС по спорам, связанным с применением и толкованием Соглашения.

Принятие Федерального закона «О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики» потребует внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года     № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики».