Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках»

Принято: 
286-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2011 года.

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Москве 9 декабря 2010 года. Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  20 мая 2011 года.

Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение заключено с целью создания правовых основ, единых и прозрачных правил осуществления государственных (муниципальных) закупок, обеспечения добросовестной конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в государствах Сторон.

В соответствии с Соглашением каждая Сторона обеспечивает для целей закупок товаров (работ, услуг), происходящих с территорий государств Сторон, поставщикам и потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) государств Сторон, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги для целей закупок, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый национальным товарам (работам, услугам), поставщикам и потенциальным поставщикам своего государства.

В исключительных случаях Стороны могут в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима на срок не более двух лет, при этом уведомляя Комиссию Таможенного союза и другие Стороны об установлении таких изъятий. Комиссия Таможенного союза вправе принять решение об отмене изъятия из национального режима, установленного любой Стороной, в течение года со дня принятия Стороной нормативного правового акта о введении изъятия, в этом случае инициировавшая установление такого изъятия Сторона обеспечивает в двухмесячный срок его отмену.

Соглашение предусматривает основные требования, предъявляемые к законодательству государств Сторон. К ним относятся требования к сфере закупок, требования к поставщикам и потенциальным поставщикам, требования к товарам (работам, услугам), предусматривающие:

- необходимость публикации информации о закупках на единых национальных веб-порталах Сторон;

- обеспечение беспрепятственного предоставления потенциальным поставщикам Сторон электронной цифровой подписи для участия в закупках, проводимых в электронном формате;

- обязательное установление объективных критериев допуска на торги и определения победителей торгов,

- запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в том числе изменение цены договора о закупке в зависимости от инфляционных изменений, изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг.

Соглашением устанавливается перечень способов проведения закупок: конкурс, запрос ценовых предложений (котировок), аукцион, биржевые торги, а также закупки из одного источника, либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании правового акта Стороны.

Неотъемлемой частью Соглашения являются Приложение 1, предусматривающее случаи закупок из одного источника, либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании правового акта Стороны, и Приложение 2 к Соглашению, содержащее перечень товаров, работ и услуг, осуществляемых посредством аукциона в электронном формате.

Соглашение не распространяется на закупки, сведения о которых в соответствии с законодательством Сторон составляют государственную тайну.

Предусмотрена поэтапная реализация Соглашения:

для Российской Федерации и Республики Беларусь – приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате и введение национального режима – до 1 января 2012 года;

для Республики Казахстан – внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате – до 1 июля 2012 года;

введение национального режима для всех государств Сторон – до     1 января 2014 года.

По тексту Соглашения имеются следующие замечания.

Очевидна несогласованность терминов, использованных в подпункте 5 пункта 1 статьи 5 и статье 13 Соглашения (в первом случае закупки из одного источника и у единственного поставщика рассматриваются как самостоятельные способы проведения закупок, во втором случае они указаны как тождественные).

В тексте Соглашения используются термины, которые не определены законодательством Российской Федерации: «иные закупки за счет бюджетных средств» (подпункт 1 пункта 1 статьи 1), «неадминистрируемые требования» и «неадминистрируемое определение победителя» (пункты 9 и 14 статьи 3), «закупки из одного источника» (подпункт 5 пункта 1 статьи 5).

Наименование Таможенного союза в статьях 13 и 19 в словах «Комиссия таможенного союза», а также в статье 20 в словах «членами таможенного союза» обозначено со строчной буквы, тогда как согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 302 «О внесении технических правок в международные договоры Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» это наименование пишется с прописной буквы.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку устанавливает правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках».