Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации»

Принято: 
285-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации   15 июня 2011 года.

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Санкт-Петербурге 18 ноября 2010 года и временно применяется с даты подписания. Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 10 мая 2011 года. Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение заключено с целью проведения Сторонами согласованной политики в области технического регулирования. Соглашением установлены единые принципы и правила:

- разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза;

- осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, признания Сторонами результатов оценки (подтверждения) соответствия;

- недопущения обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза или технических регламентов Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС).

Соглашением установлено, что в случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.

Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза. Оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Для сопоставимости результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза Стороны стремятся к обеспечению единства измерений.

Соглашение предусматривает передачу на наднациональный уровень полномочий по установлению обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза. Стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Единый перечень и порядок его ведения, а также порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов утверждаются Комиссией Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия, изображение единого знака обращения продукции и порядок его применения утверждаются Комиссией Таможенного союза.

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза устанавливается законодательством каждой Стороны.

По тексту Соглашения имеется следующее замечание.

Статьёй 11 Соглашения предусматривается, что в целях защиты своих законных интересов Стороны могут предпринять экстренные меры по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции в порядке, установленным «отдельным соглашением Сторон». Таким образом, до заключения Сторонами «отдельного соглашения» Российская Федерация будет ограничена в реализации права на защиту жизни и здоровья своих граждан от опасной продукции, так как порядок принятия защитных мер должен быть определён специальным международным договором, сроки заключения которого не установлены.

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» поскольку в части определения понятия «технический регламент Таможенного союза» устанавливает правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании» и потребует внесения в него изменений.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Совета Федерации по бюджету поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации».