Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции»

Принято: 
286-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2011 года.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Москве 9 декабря 2010 года. Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 2011 года.

Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение направлено на формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств – членов Таможенного союза, гармонизации национального законодательства Сторон в области конкуренции и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон.

Соглашением предусмотрено:

- установление единых принципов и правил конкуренции, обязательство Сторон в течение 18 месяцев с даты вступления Соглашения в силу привести своё законодательство в соответствие с установленными правилами и принципами конкуренции;

- закрепление норм прямого действия, устанавливающих правила конкуренции (запреты на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза);

- установление штрафных санкций за нарушение правил конкуренции, при этом штрафы подлежат перечислению в бюджет той Стороны, где зарегистрирован хозяйствующий субъект (субъект рынка), нарушивший правила конкуренции;

- особенности введения ценового регулирования на товары;

- передача на наднациональный уровень Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции Единого экономического пространства Сторон, пресечению нарушений, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также закрепление механизма обжалования решений Комиссии Таможенного союза;

- определение порядка взаимодействия антимонопольных органов Сторон в области конкурентной политики.

Передача Комиссии Таможенного союза полномочий Сторон по контролю за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства оформляется решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза)  и осуществляется при условии вступления в силу соглашения Сторон, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственности за её разглашение при осуществлении Комиссией Таможенного союза своих полномочий.

Стороны проводят согласованную конкурентную политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках Сторон.

По тексту Соглашения имеются замечания.

Следует использовать единообразное написание термина «Единое экономическое пространство», содержащегося в преамбуле Соглашения (абзацы пятый и шестой), а также в наименовании и пункте 1 статьи 15.

Согласно пункту 6 статьи 17 («Порядок введения ценового регулирования») положения этой статьи «не применяются к случаям государственного ценового регулирования на товары, указанные в приложении к настоящему Соглашению». Однако в тексте Соглашения отсутствует указание на то, что это приложение является неотъемлемой частью Соглашения.

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов «а» и «д» пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку:

- потребует внесения изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части уточнения сферы его применения и понятийного аппарата, а также в главу 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части, касающейся расширения перечня оснований для оставления судом искового заявления без рассмотрения (в случае, если заявление об обжаловании актов, действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза в сфере конкуренции подаётся одновременно в национальный судебный орган и в Суд ЕврАзЭС);

- предусматривает передачу Комиссии Таможенного союза осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) единых правил конкуренции;

-  содержит условие о ратификации.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения потребует увеличения расходной части федерального бюджета для финансирования дополнительных полномочий Комиссии Таможенного союза, связанных с осуществлением контроля за соблюдением единых правил конкуренции. Дополнительные расходы федерального бюджета будут определены в рамках заключения отдельного международного договора о внесении соответствующих изменений в Договор о Комиссии Таможенного союза от  6 октября 2007 года.

В соответствии со статьёй 31 Соглашения первая группа наднациональных полномочий подлежит передаче Комиссии Таможенного союза через 20 месяцев после вступления Соглашения в силу. Таким образом, увеличения расходной части федерального бюджета на финансирование дополнительных полномочий Комиссии Таможенного союза в 2011 году не потребуется.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности поддерживает ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции».