Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа»

Принято: 
262-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа».

Конвенция была подписана Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной в г. Бишкеке 9 октября 1997 года. Конвенция вступила в силу для всех подписавших её государств кроме Азербайджана и России.

Проект федерального закона о ратификации Конвенции внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 12 ноября 2009 года. Федеральный закон о ратификации Конвенции принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 января с.г.

Конвенция устанавливает международно-правовую базу для перевозчиков стран СНГ, выполняющих перевозку пассажиров и багажа в международном автомобильном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации, а также на перевозки пассажиров и их багажа автобусами, когда в договоре указано, что перевозка осуществляется по территории не менее двух сторон и пункт отправления или пункт назначения находится на территории одной из сторон.

Конвенция регламентирует условия и правила перевозчиков, ответственность перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков.

Российская Федерация ратифицирует Конвенцию со следующими заявлениями:

1) Российская Федерация в связи с подпунктом «в» пункта 3 статьи 1 Конвенции заявляет, что перевозки пассажиров в международном сообщении в соответствии с Конвенцией выполняются российскими перевозчиками автобусами, имеющими более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

Это заявление сделано в связи с тем, что согласно ратифицируемой Конвенции автобусом считается автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя. Однако, согласно Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, национальное водительское удостоверение распространяется на автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, не считая сиденья водителя. В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» одним из условий допуска российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам является наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

2) Российская Федерация заявляет, что при пересечении границы водителями автобусов российских перевозчиков вместо лицензии, указанной в подпунктах «а» и «б» пункта 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников Содружества Независимых Государств, прилагаемых к Конвенции, будет предъявляться карточка допуска, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

Это заявление сделано в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 730 в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение о допуске, а также карточка допуска на каждое транспортное средство.

Реализация указанной Конвенции отвечает интересам Российской Федерации, так как создаёт правовую базу для международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, способствует развитию экономических и гуманитарных контактов со странами СНГ.

Конвенция соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным обязательствам Российской Федерации.

Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку ратификация предусмотрена статьей 21 Конвенции.

Представленный Федеральный закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Реализация Конвенции согласно заключению Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное. Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам поддерживают ратификацию Конвенции.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа».

Председатель Комитета

А.Ю. Молчанов