Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по федеральному закону "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза"

Принято: 
272-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 мая 2010 года. 

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (далее – Договор) подписан главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в городе Минске 27 ноября 2009 года. 

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляются внутригосударственные процедуры по внесению Договора на ратификацию в Палату представителей Национального собрания. В Республике Казахстан Договор находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Договор определяет порядок разрешения споров между Сторонами, связанных с толкованием и применением Договора, а также урегулирования споров в рамках таможенного союза, внесения изменений в Договор, выхода из Договора и присоединения к нему. Установлено, что Договор не допускает оговорок и подлежит ратификации.

Договор заключен в целях обеспечения государствами – участниками таможенного союза скоординированной политики в области таможенного регулирования на единой таможенной территории. При этом Таможенный кодекс таможенного союза (далее – Кодекс) является неотъемлемой частью Договора и имеет преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Согласно Кодексу таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза. Основу таможенного законодательства составляют настоящий Кодекс, международные договоры государств – членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза. 

Кодекс устанавливает единые принципы правового регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами. Кодексом предусмотрены: порядок таможенного декларирования товаров, помещения их под таможенную процедуру выпуска и переработки для внутреннего потребления, переработки вне и на таможенной территории, а также таможенные процедуры экспорта, транзита, реимпорта и реэкспорта, беспошлинной торговли, таможенные процедуры таможенного склада. 

Закрепление в Кодексе унифицированной терминологии позволяет обеспечить единообразное толкование и применение правовых норм национального законодательства и международных соглашений. Положения Кодекса направлены на дальнейшее обеспечение соответствия законодательства таможенного союза правилам и нормам соглашений Всемирной торговой организации. В частности, Кодексом вводится институт уполномоченного экономического оператора, обладающего правом на участие в ускоренных таможенных процедурах. 

Кодексом устанавливается компетентность, права и обязанности наднациональных и национальных таможенных органов государств – членов таможенного союза, включая правоохранительную деятельность, а также права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности и других лиц таможенного регулирования. Кодексом предусматривается формирование единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения товаров, их таможенной стоимости, виды таможенных платежей и порядок их применения и взимания. 

В целом положения Кодекса направлены на упрощение таможенных операций для участников внешнеторговой деятельности на единой таможенной территории, обеспечение единых правил применения тарифных и нетарифных мер регулирования торговли, установление единой политики взимания импортных и экспортных пошлин в отношении товаров, а также использование единообразной методологии организации и проведения таможенного контроля. 

Положения Договора соответствуют нормам международного права, международным обязательствам Российской Федерации.

Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежит ратификации в соответствии с подпунктом  «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьей 5 Договора.

Принятие Федерального закона «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» потребует изменения действующих и принятия новых федеральных законов, а также иных правовых актов российского законодательства.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.

Представленный Федеральный закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. 

Комитет Совета Федерации по бюджету, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности поддерживают ратификацию Договора. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное. 

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза».

Председатель Комитета        

А.Ю. Молчанов