Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Выступление члена Комитета Совета Федерации по делам СНГ, полномочного представителя Совета Федерации в МПА СНГ Вадима Густова на Координационном совещании Председателя Совета Федерации

Версия для печати Подписаться

Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций государств, учредивших ее 27 марта 1992 г. или вступивших в Ассамблею позднее. Сегодня – это парламенты 9 государств СНГ (Туркменистан не вступал в Ассамблею, Узбекистан подписал соглашение об МПА, но участие в ее работе не принимает, Грузия вышла из СНГ и МПА). Руководители парламентских делегаций образуют Совет МПА, который осуществляет организацию ее деятельности.

Традиционно председателем Совета МПА избирается представитель России. С 1994 г. председателями Совета Ассамблеи избирались председатели Совета Федерации – В.Ф. Шумейко, Е.С. Строев. С 1 февраля 2002 г. председателем Совета МПА является С.М. Миронов – Председатель Совета Федерации. Делегация Совета Федерации, состоящая из 25 членов Совета Федерации. Руководитель делегации – С.М. Миронов; заместитель руководителя – координатор делегации – председатель Комитета по делам СНГ А.Ю. Молчанов.

Если проанализировать тематическую и содержательную стороны принятых Ассамблеей документов, можно обнаружить довольно четкую их взаимосвязь, особенно в последние годы, с потребностями развития стран Содружества, состоянием обстановки в СНГ и поиском развязок тугих узлов. Ассамблея оперативно откликается на тематику, которой в Содружестве отдается приоритет на том или ином этапе.

Хотелось бы особо отметить, что, работая в МПА, мы стремимся направить ее деятельность на создание основ модельного законодательства в рамках Содружества, призванного сблизить и гармонизировать национальные законодательства государств СНГ, а также их законотворческие процессы. Это важно для того, чтобы многоплановое, разностороннее сотрудничество между странами – членами СНГ осуществлялось на общей договорно-правовой базе.

Сближение и гармонизация национальных законодательств стран Содружества осуществляется через Перспективный план модельного законотворчества в СНГ. Такой план уже сверстан на 2011 - 2015 годы. В текущем году в его реализации планируется участие 17-ти комитетов и комиссий Совета Федерации, на основе принятой в Совете Федерации специальной программы.

Большинство модельных законодательных актов, принятых Ассамблеей, отвечают духу времени, уровню и состоянию развития стран Содружества. Хотя они не являются законами прямого действия, а носят рекомендательный характер, многие из них являются востребованными и служат серьезным подспорьем в законотворческой работе национальных парламентов.

Сближение, гармонизация и унификация законодательства государств – участников СНГ остается сегодня важнейшей на правовом поле СНГ как для парламентариев, так и представителей исполнительной власти. Важнейшей, но пока не решенной. В настоящее время в рамках СНГ не проводится системного анализа сближения правовых систем государств – участников Содружества. В результате, процесс расхождения законодательств стран СНГ не ослабевает, а в чем-то даже усиливается. К счастью, это не происходит в ЕврАзЭС и в Таможенном союзе.

Настораживает то, что европейские парламентские структуры все активнее вмешиваются в законодательный процесс стран СНГ, пытаясь унифицировать их законодательство под европейские стандарты. Если    как-то не подкорректировать это, можно надолго или навсегда потерять связку между законодательством России и стран СНГ.

Нуждается в более тщательной проработке и номенклатура проблем, по которым предлагается готовить в рамках МПА модельные законы. Среди существенных и значимых вопросов встречаются темы, мягко говоря, не первостепенной важности. В отличие, скажем от темы о промышленной политике, агропромышленном рынке, об энергетике и т.д.

Модельное законотворчество, принятие модельных законодательных актов – основное направление деятельности Межпарламентской Ассамблеи. Другое весьма значимое направление – проведение межпарламентских конференций, форумов, семинаров. Выступления членов Совета Федерации на этих мероприятиях дает им возможность проявить свою индивидуальность, высказать свое мнение по самому широкому кругу обсуждаемых вопросов.

Меня давно занимает проблема усиления координации работы МПА с исполнительными структурами СНГ, в частности, с Советом глав правительств СНГ и Исполнительным комитетом. Вносил предложение о возможности выступления Председателя Совета глав правительств СНГ на пленарных заседаниях Ассамблеи с докладом о деятельности уставных органов СНГ, а Председателя Совета МПА – на заседаниях Совета глав правительств с докладом об основных направлениях деятельности Ассамблеи по правовому обеспечению реализации документов высших органов СНГ. Все с пониманием относятся к этому предложению и, думаю, что через какое-то время вопрос удастся решить.

Важно добиться того, чтобы МПА СНГ работала в более тесной координации со структурами всего СНГ. Если бы удалось осуществить задуманное, можно было бы увереннее ставить проблемные вопросы перед исполнительными структурами СНГ и надеяться на более широкую поддержку с их стороны инициатив Ассамблеи.

Все сказанное выглядит особенно актуально на фоне серьезного плана работы Межпарламентской Ассамблеи на 2011 год, в котором предстоит провести целый ряд крупных мероприятий, в том числе посвященных 20-летию образования СНГ.