Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции и занятости населения (информационный материал Минздравсоцразвития России)

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

В этих целях Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2010 года № 961 "Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников" определена на 2010 год потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников (далее - потребность) в количестве 1944356 человек.

Основными причинами привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию являются:

  • реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала;
  • применение импортного технологического оборудования, нуждающегося в установке, наладке и обслуживании квалифицированными иностранными специалистами;
  • использование современных технологий в строительстве, соблюдение качества и сроков выполнения строительных работ;
  • потребность в сфере ЖКХ, предоставление услуг населению.

Потребность в 2010 году составляет 48,9% от потребности 2009 года, при этом распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, потребность в которых составляла 71,8% от потребности на 2010 год, в то время как в 2009 году они составляли 65 %.

Наибольшая потребность в привлечении иностранных работников в 2010 году приходится на следующие профессионально-квалификационные группы:

  • руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) - 191854 человека, что составляет 94,9% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 75703 человека, что составляет 44% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 584450 человек, что составляет 44,4% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности – 90554 человека, что составляет 47,5% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • водители и машинисты подвижного оборудования – 107004 человека, что составляет 51,5% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий – 70154 человека, что составляет 54,6% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного и охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию – 103316 человек, что составляет 46,5% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году.

Кроме того, потребность в привлечении иностранных работников в 2010 году по иным профессионально-квалификационные группам составила:

  • неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики – 454069 человек, что составляет 41,3 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования – 72764 человек, что составляет 50,6 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок – 34096 человек, что составляет 62,2 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности – 31339 человек, что составляет 54,8 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • специалисты в области естественных и инженерных наук – 32771 человек, что составляет 78,6 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности – 18636 человек, что составляет 78,2 % от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды – 12337 человек, что составляет 52,5% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году;
  • иные профессионально-квалификационные группы – 65309 человек, что составляет 67% от потребности в привлечении иностранных работников данной профессионально-квалификационной группы в 2009 году.

Некоторые субъекты Российской Федерации уменьшили потребность в привлечении иностранных работников в 2010 году в сравнении с распределенной квотой на 2009, среди них:

  • Калужская область на 7674 разрешения на работу (с 37030 до 29356),
  • г. Москва на 142157 разрешений на работу (с 392157 до 250000),
  • Ленинградская область на 21168 разрешений на работу (с 39285 до 18117),
  • Краснодарский края на 20173 разрешений на работу (с 45271 до 25098),
  • Республика Татарстан на 8100 разрешений на работу (с 38000 до 29900),
  • Нижегородская область на 23860 разрешений на работу (с 29912 до 6052),
  • Свердловская область на 33720 разрешений на работу (с 100693 до 66973).

Снижение объемов квот в субъектах Российской Федерации обусловлено следующими факторами.

1. Невозможностью предприятиями малого и среднего бизнеса в условиях мирового финансового кризиса сохранить рабочие места, на которые предполагалось привлечение иностранных работников. В условиях финансового кризиса работодатели вынуждены были пересмотреть и оптимизировать свою организационную структуру, что приводило к сокращению рабочих мест и высвобождению работников.

2. Темпами роста числа безработных граждан. В 2009 году темпы роста безработицы имели преимущественно положительную динамику, что в купе с процессами сокращения предложения рабочих мест увеличивало напряженность на рынке труда. В целях сокращения напряженности межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации принимали решения о сокращении объемов квот.

3. Высвобождением работников в монопрофильных городах, градообразующих и системообразующих предприятиях.

По состоянию на ноябрь 2010 года количество градообразующих организаций, заявивших об увольнении работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, начиная с ноября 2008 года, составило 771 единицу. Данные организации объявили о планируемом увольнении 154923 человек. По состоянию на ноябрь текущего года из градообразующих организаций высвобождено 124780 человек. Под риском увольнения находится 30143 работника или 9,8% от общей численности работников, предполагаемых к высвобождению по всем организациям.

В число организаций, заявивших о планируемых увольнениях,
332 предприятия входят в перечень системообразующих организаций, определенных Правительством Российской Федерации. На  ноябрь 2010 года на данных предприятиях, среднесписочная численность работников которых составляла 711834 человека, были запланированы увольнения 92665 работников (13,0% от среднесписочной численности). К настоящему времени с ноября 2008 года уволены 69468 работников, из которых трудоустроены 27237 человек. Под риском увольнения находится 23197 работников или 7,5% от общей численности работников, предполагаемых к высвобождению из всех организаций.

4. Снижением объемов реализации инвестиционных проектов.

Сокращение объемов привлекаемых иностранных граждан, повышает доступность рабочих мест для российских граждан, что снижает напряженность на рынке труда и число безработных граждан.

В настоящее время потребность в привлечении иностранных работников и объемы квот на привлечение иностранных работников на 2011 год определены постановлением Правительством Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 895. Данная потребность составила 1221909 разрешений на работу (в 2010 году 1361049 разрешений) и 349755 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в 2010 году 427756 приглашений).

Сравнительный анализ показывает, что потребность субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных работников в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 10,2 % иностранных работников и на 18,2% иностранных работников с визовым порядком въезда.

Снижение потребности в привлечении иностранных работников обусловлено, в том числе, изменениями законодательства Российской Федерации в части порядка привлечения работодателями высококвалифицированных специалистов и осуществления трудовой деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, иностранными гражданами, пребывающими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, у физических лиц.

Так, снижена потребность в привлечении и использовании иностранных работников в 43 субъектах Российской Федерации, включая традиционно испытывающих высокую потребность в привлечении иностранных работников. Например, потребность города Москвы составляет 128803 иностранных работников, или 51,5% от потребности, установленной на 2010 год, или 25,8% от потребности, установленной в 2009 году; потребность Свердловской области составляет 42955 иностранных работников или 66,4% от потребности, установленной на 2010 год, или 25,3% от потребности, установленной на 2009 год; потребность Иркутской области составляет 21078 иностранных работников, или 60,2% от потребности, установленной в 2010 году, или 53,7% от потребности, установленной в 2009 году. Потребность в работниках частично удовлетворяется за счет привлечения российских граждан из других субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения в части особенностей осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированными специалистами.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года, при этом, исходя из приоритетов развития российской экономики Правительство Российской Федерации вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы таких иностранных граждан.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

В целях создания высококвалифицированным специалистам преференций в части осуществления трудовой деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничений Минздравсоцразвития России издан приказ от 28 июля 2010 года № 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)". Данным приказом предусмотрено, что:

  • непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан высококвалифицированных специалистов вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;
  • общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан высококвалифицированных специалистов вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

 В целях совершенствования механизма регулирования внешней трудовой миграции Минздравсоцразвития России совместно с ФМС России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в части:

  • сокращения сроков рассмотрения заявок работодателей о потребности в иностранных работниках;
  • установления возможности направления предложений субъектов Российской Федерации, по увеличению (уменьшению) квот на привлечение и использование иностранных работников по мере необходимости;
  • выдачи работодателю в уведомительном порядке документа, подтверждающего право на привлечение иностранных работников;
  • отказа от разрешений на привлечение и использование иностранных работников и заключений на привлечение и использование иностранных работников, для работодателей привлекающих иностранных работников из стран с визовым порядком въезда, в связи с введением выписки из перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников;
  • установления субъектам Российской Федерации резерва квот на привлечение и использование иностранных работников для оперативного их распределения организациям малого бизнеса;
  • установления механизма трудоустройства иностранных граждан прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, только к тем работодателями, которые участвовали в заявочной кампании, и на те рабочие места, которые включены в перечень профессий (специальностей, должностей), на которые привлекаются иностранные работники;
  • установления порядка подготовки предложений по объемам квот на привлечение и использование иностранных работников, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на федеральном уровне;
  • установления порядка корректировки объемов квот на привлечение и использование иностранных работников, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на федеральном уровне.

В целях снижения возникающей напряженности на рынке труда Российской Федерации и установления мер по его защите от воздействия кризисных явлений необходимо, чтобы иностранный работник, прибывший в порядке, не требующем получения визы, трудоустраивался на рабочее место, на которое предполагается привлечение иностранных работников. Данная мера позволит обязать работодателей подавать заявки о вакантных рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

Установление механизма определения перечня профессий (специальностей, должностей), на которые привлекаются иностранные работники, позволит упорядочить привлечение работодателями иностранных работников и направлять иностранных работников только к тем работодателям, которые подавали заявку в орган службы занятости населения о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Реализация данного законопроекта будет способствовать обеспечению приоритетного права трудоустройства российских граждан и сокращению дефицита квалифицированных кадров на рынке труда за счет привлечения иностранных специалистов.

Ситуация на рынке труда характеризуется низкой трудовой мобильностью граждан Российской Федерации.

Следует отметить, что в условиях экономического кризиса миграционная активность населения снижается из-за сокращения реальных доходов населения, проводимой работодателями оптимизации численности работников, потери гражданами работы и заработка, роста отраслевых и территориальных диспропорций. При этом, граждане, занятые неполное рабочее время или потерявшие работу, с одной стороны, не смогут свободно реализовывать свое право на труд, в том числе в монопрофильных населенных пунктах, а, с другой стороны, возможность их переезда в другую местность для работы будет ограничена отсутствием достаточных средств, необходимых для переезда и обустройства на новом месте.

Анализ процессов внутренней трудовой миграции свидетельствует о том, что основными причинами, сдерживающими перемещение трудовых ресурсов внутри страны по-прежнему остаются ограниченность доступности найма и приобретения жилья, несоответствие уровня доходов населения и расходов, связанных с переездом и обустройством в другой местности, недостаточный уровень информированности о возможностях трудоустройства.

Как показывает проводимый анализ, трудовая мобильность российских граждан остается низкой. При наличии адресной поддержки государства переезд безработных граждан с целью трудоустройства осуществляется в 14 субъектах Российской Федерации.

Наиболее эффективно переезд осуществляется в 4 субъектах Российской Федерации. В Челябинской области в целях трудоустройства переехало 1212 человек, Красноярском крае – 840 человек, Свердловской области – 820 человек, Камчатском крае – 802 человека.

Переезд осуществляется также в других 10 субъектах Российской Федерации. В Республике Дагестан с целью трудоустройства переехало 470 человек, Иркутской области – 456 человек, Воронежской области – 288 человек, Нижегородской области – 233 человека, Республике Саха (Якутия) – 241 человек, Республике Татарстан – 219 человек, Кемеровской области – 185 человек, Приморском крае – 184 человека, Республике Ингушетия – 170 человек, Хабаровском крае – 164 человека.

Из 57 субъектов Российской Федерации, на территории которых действуют льготы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года № 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность", работа по переселению проводится только в 28 субъектах Российской Федерации, при этом численность переселяющихся продолжает сокращаться.

Так, в 1994 году в сельскую местность при содействии органов службы занятости было направлено 2038 семей (7677 человек), в 1997 – 2148 семей (8507 человек), 2001 году – 1276 семей (4565 человека), в 2006 году – 1087 семей (3632 человека), в 2009 году – 555 семей (1695 человек), в первом полугодии 2010 года только 174 семьи (562 человека).

Применяемые в настоящее время нормативные правовые акты содержат ограничения как по территориям вселения (сельская местность), так и по категориям граждан, которым может быть оказана адресная поддержка (граждане и члены их семей при переезде в сельскую местность, безработные граждане, граждане, переезжающие в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации целевых программ и инвестиционных проектов). При этом отличаются условия и сроки оказания поддержки. Меры поддержки носят разовый характер, не направлены на закрепление на территории вселения в течение длительного периода времени и ограничены возможностью финансирования только найма, а не строительства или приобретения жилья в рамках оказания государственной поддержки гражданам (т.е. отсутствуют средства на обустройство на новом месте жительства).

Размеры выплат гражданам, переезжающим в другую местность для работы, включая переезд в сельскую местность и переезд безработных граждан для работы (обучения) нуждаются в увеличении.

Минздравсоцразвития России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – проект федерального закона).

Законопроект поддержан ФМС России, Минэкономразвития России и Минрегионом России.

Проектом федерального закона предусматривается установление единого механизма финансирования расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность за счет средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Кроме того, предусмотрен механизм оказания государственной поддержки всем безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность. В основе предполагаемого механизма закладывается принцип дифференцированной государственной поддержки в зависимости от территории вселения. При этом, наиболее значительный размер государственной поддержки будет устанавливаться именно в стратегически важных, приграничных регионах Российской Федерации и регионах, испытывающих наибольшую потребность в трудовых ресурсах.

Реализация предлагаемых изменений позволит направлять потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, обеспечить приток населения в приграничные и стратегически важные для России территории, регионы Дальнего Востока, территории характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе русскоязычного населения трудоспособного возраста, создать условия для трудоустройства российских безработных граждан в регионах с высокой потребностью в иностранных работниках, а также в территории, на которых реализуются инвестиционные проекты.

Проект федерального закона направлен на предупреждение длительной безработицы и снижение ее продолжительности у безработных граждан в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики. При этом важно отметить, что проект федерального закона не предусматривает установление ограничений для граждан Российской Федерации, желающих воспользоваться государственной поддержкой, связанных с местом их проживания.

В соответствии с проектом федерального закона для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, предусматривается выплата единовременного денежного пособия, размер которого будет устанавливаться в дифференцированном размере в зависимости от территории переселения и может составить от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей.