Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

В Совете Федерации состоялось заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества

Версия для печати Подписаться

Ключевой темой заседания рабочей группы, возглавляемой председателем Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Андреем Молчановым, стало обсуждение проекта федерального закона "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации".

В заседании рабочей группы приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Калининградской, Курганской, Ленинградской областей, Республики Карелия, Забайкальского края.

Справка:

Необходимость разработки закона о приграничном сотрудничестве связана с тем, что в настоящее время эта деятельность осуществляется на основе общих законодательных норм, регламентирующих международную и внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации.

Существующее федеральное законодательство не только не учитывает всего спектра и специфики приграничного сотрудничества, но и не содержит таких ключевых понятий, как "приграничное сотрудничество", "участники приграничного сотрудничества", "приграничная территория".

В мае 2008 года Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве". Этот законопроект получил положительный официальный отзыв Правительства, был поддержан субъектами Российской Федерации. Однако общего положительного мнения выработать так и не удалось.

3 декабря 2009 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания, на которых было принято решение разработать новый законопроект, и с этой целью была образована рабочая группа, в которую вошел ряд депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

31 марта этого года новый законопроект "Об основах  приграничного сотрудничества в Российской Федерации" внесен в Государственную Думу депутатами Г.С. Изотовой, Р.В. Кондратовым, К.И. Косачевым, А.В. Островским, В.А. Пехтиным, Е.Ф. Лаховой и членами Совета Федерации В.С. Бабичевым, А.Ю. Молчановым, С.Ю. Орловой. Его рассмотрение на заседании Госдумы запланировано на июнь этого года.

 

Участники совещания, высказывая в своих выступлениях замечания и дополнения к обсуждаемому федеральному закону, отмечали его важность и актуальность. 

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель Сахалинской области Борис Третяк, подчеркнул важность привлечения к комплексному решению проблемных вопросов приграничного сотрудничества таможенных и пограничных органов Российской Федерации.

По итогам обсуждения Заинтересованным комитетам Совета Федерации было рекомендовано продолжить работу над законопроектом в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентом Государственной Думы.

В рамках подготовки к заседанию рабочая группа получила от органов государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по решению вопросов экономической поддержки приграничных территорий. Обсуждение мер по повышению заинтересованности регионов в приграничном сотрудничестве стало вторым вопросом повестки дня заседания.

Предваряя выступления представителей органов власти приграничных субъектов Российской Федерации, председатель рабочей группы Андрей Молчанов рассказал о текущей ситуации в сфере развития приграничного сотрудничества:

"Мировой опыт подсказывает, что есть два основных пути государственной поддержки приграничных регионов: прямые финансовые вливания и налоговое стимулирование.

Прямые вливания – это в основном практика государств Евросоюза, а налоговые льготы особенно широко применяет Китай. По понятным причинам для России опасны оба пути: ожидаемого результата можно и не достичь, а коррупция получит зеленый свет.

Но жизнь идет своим чередом. Европа объективно постепенно втягивает  российские регионы в интеграционные процессы. 18 ноября  2009 г. в  Стокгольме  были подписаны соглашения Правительства России с Европейским сообществом о реализации пяти программ приграничного сотрудничества, рассчитанных до 2016 года. В результате Россия впервые выделила на эти цели серьезные деньги – более  100 млн. евро. Со своей стороны Евросоюз выделяет почти 170 млн.евро.

Китай в основном занимается тем, что стимулирует приграничную торговлю,  предоставляя при этом льготы в размере 50% по уплате таможенных платежей и налогов. Причем, законодательно эти вопросы были решены у наших соседей еще 15 лет назад. Понятно, что российская продукция не выдерживает такой конкуренции, и нам тоже необходимо что-то предпринимать в этом направлении".

Заслушав выступления представителей регионов, рабочая группа предложила рекомендовать органам законодательной власти приграничных субъектов Российской Федерации подготовить и направить в Совет Федерации проекты законодательных инициатив, направленных на повышение заинтересованности регионов в развитии приграничного сотрудничества в целях их реализации на консолидированной основе.

Андрей Молчанов подчеркнул, что в Совете Федерации большое внимание уделяется консолидированным законодательным инициативам, которые могут вноситься в Государственную Думу «верхней» палатой парламента совместно с законодательным органом государственной власти субъекта Федерации.

В ходе заседания члены рабочей группы также обсудили меры по реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 года. С докладом о формировании в Содружестве Независимых Государств многосторонней правовой основы приграничного сотрудничества выступил генеральный секретарь Межпарламентской ассамблеи СНГ Михаил Кротов.

Очередное заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества намечено на ноябрь 2010 года.