Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий»

Принято: 
286-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 28 июня 2011 года.

Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Москве 9 декабря 2010 года. Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 мая 2011 года.

Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение заключено с целью создания условий для развития взаимной торговли и добросовестной конкуренции, обеспечения оптимального распределения ресурсов на товарных рынках в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Соглашение устанавливает единые правила предоставления субсидий на территории государств Сторон в отношении промышленных товаров, в том числе при предоставлении или получении услуг, непосредственно связанных с производством, сбытом и потреблением товаров. Под субсидиями понимается финансовое содействие промышленному предприятию, отрасли промышленности, группе промышленных предприятий, группе отраслей промышленности посредством:

- прямого перевода денежных средств в виде невозвратных ссуд, кредитов или приобретения доли в уставном капитале, гарантий по кредитам;

- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства Стороны (налоговые льготы, списание долга);

- предоставления товаров или услуг, за исключением предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры;

- приобретения товаров;

- любая другая форма поддержки доходов или цен, которая влияет на сокращение ввоза промышленного товара с территории государства любой из Сторон или увеличение вывоза товара на территорию государства любой из Сторон.

В зависимости от результатов предоставления субсидии подразделяются на специфические, запрещённые и допустимые. По условиям Соглашения компетентные органы вправе проводить расследования о соответствии субсидий, предоставляемых на территории государств других Сторон, положениям Соглашения или расследования на предмет введения и применения другими Сторонами компенсирующих мер.

Соглашением устанавливаются правила субсидирования, в соответствии с которыми запрещаются:

- вывозные субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспорта на рынки Сторон;

- замещающие субсидии, предоставление которых увязано с использованием только отечественных товаров (дискриминация товаров Сторон);

- введение ограничений на закупки или использование товаров Сторон;

- специфические субсидии, предоставление которых приводит к серьезному ущемлению интересов одной из Сторон (предоставление иных специфических субсидий с 1 января 2017 года будет осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза).

В Соглашении определен порядок введения и применения государством одной Стороны компенсирующих мер в случае, если субсидирующие органы другой Стороны предоставляют специфическую субсидию, и эта специфическая субсидия наносит ущерб отрасли национальной экономики указанного государства. Вводится обязанность Сторон уведомлять друг друга о всех видах промышленных субсидий, планируемых к предоставлению на федеральном, региональном и местном уровнях. Предусмотрены временные изъятия из сферы действия Соглашения (часть 2 Приложения 3), в отношении Российской Федерации такие изъятия установлены для:

- режима «промышленной сборки» автотранспортных средств – на срок действия соглашений о «промышленной сборке» с возможностью продления на срок, предусмотренный в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, но не более двух лет;

- Особой экономической зоны в Калининградской области – до        1 апреля 2016 года;

- Особой экономической зоны в Магаданской области – до 1 января 2015 года.

Соглашением не ограничивается применение субсидий, направленных на поддержку исследовательской деятельности (включая НИОКР, осуществляемые организациями промышленности), поддержку депрессивных территорий или содействие адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в сфере охраны окружающей среды. Действие Соглашения не распространяется на государственную поддержку оборонно-промышленного и атомного энергопромышленного комплексов.

Контроль за реализацией положений Соглашения обеспечивает Комиссия Таможенного союза, наделяемая соответствующими полномочиями, включая принятие обязательных для Сторон решений по вопросам предоставления специфических субсидий после вступления в силу с 1 января 2017 года разрабатываемого Сторонами Протокола о порядке обязательного согласования с Комиссией Таможенного союза специфических субсидий.

По тексту Соглашения имеются следующие замечания.

В пункте 1 статьи 10 излишне употреблен союз «либо» после союза «или».

В пункте 3 статьи 15, в части 1 Приложения 3 к Соглашению наименование Таможенного союза в словах «Комиссия таможенного союза» обозначено со строчной буквы, тогда как согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 302 «О внесении технических правок в международные договоры Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» это наименование пишется с прописной буквы.

В заголовке Приложения 2 к Соглашению некорректно указано его наименование – «Соглашение о единых принципах предоставления субсидий».

В сноске 5 на странице 1 Приложения 4 к Соглашению содержится указание на подпункты (i)-(v) пункта 1 этого Приложения, которые в нём отсутствуют.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов «а» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку в части, касающейся обязательного уведомления Сторон о всех субсидиях, планируемых в очередном году на федеральном и региональном уровнях (статья 8), а также процедуры разрешения споров посредством Согласительной комиссии (статья 10) устанавливает правила иные, чем предусмотренные в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Кроме того, для разрешения споров Соглашение допускает обращение в Суд ЕврАзЭС, решения которого имеют юридическую обязательность для Сторон.

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий».