Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства»

Принято: 
286-е заседание Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2011 года.

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (далее – Соглашение) подписано членами Комиссии Таможенного союза в городе Москве 9 декабря 2010 года. Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 19 мая 2011 года.

Парламенты Республики Беларусь и Республики Казахстан ратифицировали Соглашение.

Соглашение заключено в целях установления единых правил государственной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров, формирования условий для добросовестной конкуренции на сельскохозяйственных рынках Сторон и в условиях международной торговли.

В Соглашении классифицированы меры государственной поддержки по степени их влияния на взаимную торговлю и закреплён порядок оказания мер поддержки в зависимости от их искажающего воздействия на торговлю. Меры поддержки разделены на три группы:

- запрещённые (экспортные и импортозамещающие субсидии);

- разрешённые меры государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю (применение таких мер не ограничено);

- ограниченные меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю (не должны превышать разрешенный объём в 10% от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции).

Для Республики Беларусь устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого разрешённый объём государственной поддержки, рассчитываемый как процентное соотношение объёма поддержки к валовой стоимости произведённых сельскохозяйственных товаров, должен быть снижен с шестнадцати до десяти процентов.

Стороны ежегодно предоставляют друг другу и в Комиссию Таможенного союза всю информацию об объёмах предоставляемой государственной поддержки сельского хозяйства в форме уведомлений, содержащих расходные части проектов федерального или республиканского бюджета до внесения таких проектов в высшие органы законодательной власти государств Сторон, а также уведомлений по итогам исполнения бюджета.

Соглашение содержит положения об ответственности Сторон за нарушение правил предоставления поддержки. В случае нарушения положений Соглашения в части предоставления мер государственной поддержки сельского хозяйства, в наибольшей степени искажающих торговлю, или мер, превышающих предельные допустимые объёмы, предусмотрена процедура, в соответствии с которой прекращается предоставление субсидии, в результате которой Соглашение было нарушено, кроме того, предусматривается выплата компенсации. В случае если компенсация не была выплачена в согласованные Сторонами сроки, заинтересованная Сторона вправе ввести компенсационную меру в соответствии со своим национальным законодательством.

В соответствии с Соглашением Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по осуществлению мониторинга и сравнительно-правового анализа национального законодательства Сторон на предмет соответствия настоящему Соглашению, содействию Сторонам в вопросах гармонизации и унификации законодательства.

По тексту Соглашения имеется замечание: в пункте 1 статьи 9 следует уточнить наименование Суда, уполномоченного рассматривать споры Сторон.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку в части классификации мер государственной поддержки по степени искажающего воздействия на взаимную торговлю, а также в части процедуры разрешения споров посредством Согласительной комиссии (статья 9) содержит правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

Представленный Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности поддерживают ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства».