Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Рекомендации "круглого стола" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития"

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 марта 2010 года состоялось заседание «круглого стола» на тему «Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития». В нем приняли участие парламентарии, представители государственных органов, научных и деловых кругов государств – участников таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, международных организаций и средств массовой информации.

В ходе «круглого стола» были рассмотрены вопросы, касающиеся функционирования таможенного союза, сближения национальных законодательств в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, создания единой таможенной территории.

Участники заседания отмечали, что ключевым моментом в создании таможенного союза стало принятие в октябре 2007 года Межгосударственным советом ЕврАзЭС пакета основополагающих документов по формированию таможенного союза и единой таможенной территории.

Согласно достигнутым договоренностям создание таможенного союза осуществляется поэтапно. На первом этапе с 1 января 2010 года введены единые для трех государств меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. С 1 июля 2010 года начинает функционировать единая таможенная территория России и Белоруссии, устанавливается переходный от зоны свободной торговли к таможенному союзу режим торговли с Казахстаном. Вводятся в действие Таможенный кодекс таможенного союза и механизм распределения таможенных пошлин между государствами – участниками таможенного союза.

С 1 июля 2011 года начнется завершающий этап формирования единой таможенной территории, в пределах которой будет обеспечено свободное перемещение товаров, произведенных как в странах таможенного союза, так и за их пределами.

Участники «круглого стола» подчеркивали, что осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции государств – участников таможенного союза. По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит 400 млрд. долларов. Государства – участники таможенного союза за счет интеграционного фактора смогут получить дополнительно более 15% прироста своего ВВП. Отмечалось, что дальнейший рост возможен только на пути интеграции, сопровождающейся модернизацией экономики стран – участников таможенного союза.

В то же время России, в силу экономического потенциала и геополитических мотивов, придется нести основную тяжесть расходов на интеграционные мероприятия и интеграционную инфраструктуру, на возможные дополнительные преференции партнерам, а также нести потери в связи с решением фискальных вопросов функционирования таможенного союза.

Жизнеспособность таможенного союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий, интенсификацией хозяйственных связей между Белоруссией и Казахстаном при активной роли России.

Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость решения ряда вопросов.

Не завершено внутригосударственное согласование  проекта Протокола о внесении изменений в Договор о таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одобренного Комиссией таможенного союза 26 февраля 2010 года. С учетом того, что в Таможенном кодексе содержится около 300 отсылочных норм к национальному законодательству, а в проекте Протокола - 150 поправок к Таможенному кодексу, в парламентах государств – участников таможенного союза могут возникнуть проблемы с его своевременной ратификацией. Правительство Российской Федерации не внесло на ратификацию значительное количество других документов, не завершило проведение внутригосударственных процедур по соглашениям, не требующим ратификации.

Участники "круглого стола" особо обращали внимание на недостаток информации и у населения, и у предпринимателей, и даже в низовых звеньях госаппарата о преимуществах Таможенного союза.

С учетом изложенного участники «круглого стола» рекомендуют:

 

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Совместно с Национальным собранием Республики Беларусь и Парламентом Республики Казахстан осуществить синхронизацию сроков ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза и Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодеке таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

2. Завершить рассмотрение внесенных Правительством Российской Федерации на ратификацию соглашений по косвенным налогам и по статистике, а также обеспечить ускоренное рассмотрение документов, которые поступят в ближайшее время, с учетом сжатых сроков введения в действие договорно-правовой базы таможенного союза. Предусмотреть меры, не допускающие коллизий между нормативными документами таможенного союза и федеральным законодательством.

3. Инициировать образование в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС координационной группы по вопросам своевременной и синхронной ратификации документов, необходимых для функционирования таможенного союза и единого экономического пространства, а также приведения национальных законодательств в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках таможенного союза.

4. Предложить Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС провести анализ действующей международно-правовой базы государств – участников  таможенного союза в области торговой политики по отношению к третьим странам с целью ее дальнейшей унификации с учетом требований ВТО.

 

Правительству Российской Федерации:

1. В ходе дальнейшего переговорного процесса по подготовке нормативной базы таможенного союза и разработке соответствующего федерального законодательства предусмотреть уточнение их положений в соответствии с Киотской Конвенцией 1999 года, учитывать интересы перевозчиков,  предусматривать меры по созданию общих правил функционирования свободных экономических зон, единых конкурентных условий для бизнеса, благоприятной среды для хозяйствующих субъектов и комфортные условия для перемещения товаров физическими лицами.

2. Подготовить предложения  по изменениям и дополнениям федерального гражданского, административного, уголовного законодательства, по гармонизации антимонопольного и налогового   законодательства, согласованию макроэкономической политики трех стран, исходя из норм международно-правовой базы государств – участников таможенного союза, по сокращению излишне большого количества уровней документов таможенного регулирования и выработке единых подходов к таможенному администрированию.

3. Для обеспечения введения в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза ускорить внесение на ратификацию в Государственную Думу проекта федерального закона «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза и Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Принять меры по исключению бюрократических проволочек при проведении внутриведомственного согласования в ходе подготовки для внесения на ратификацию документов,  составляющих нормативно-правовую базу таможенного союза, с целью выполнения договоренностей об этапах формирования таможенного союза.

4. С учетом взаимной заинтересованности в своевременном и полном поступлении ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств – участников таможенного союза ускорить внутригосударственное согласование Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, обеспечить своевременное внесение его на ратификацию.

Для минимизации валютных рисков при распределении сумм таможенных платежей согласовать и ввести в действие механизм страхования при осуществлении конвертации валют и информационную систему контроля за правильностью осуществления платежей участниками внешнеэкономической деятельности.

5. Разработать инвестиционную стратегию России в таможенном союзе, определяющую ключевые, стратегически важные для функционирования отечественных отраслей и производств активы, а также тактику, механизмы и инструменты налаживания взаимовыгодного сотрудничества в управлении такими активами.

6. В рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО ускорить согласование параметров единого торгового режима с третьими странами, провести инвентаризацию действующих торговых договоров государств – участников таможенного союза с третьими странами в целях сближения содержащихся в них норм с задачами таможенного союза.

7. Для минимизации рисков, связанных со снятием таможенного оформления на российско-белорусской и российско-казахстанской границе, а также с учетом необходимости повышения эффективности таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на внешних границах таможенного союза:

усилить взаимодействие контролирующих органов при проведении государственного контроля за ввозимыми на единую таможенную территорию товарами и транспортными средствами, ускорить принятие соответствующего соглашения трех стран по этому вопросу;

осуществлять постоянный мониторинг практики судебных споров между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и торгово-промышленными палатами;

обеспечить создание единой информационной системы таможенных и налоговых органов с возможным подключением к ней информационных ресурсов органов власти, осуществляющих контрольные функции на границе (транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль).

8. Продолжить работу по гармонизации законодательства государств-участников таможенного союза в части таможенного и технического регулирования, применения мер административного воздействия за нарушениями порядка международных перевозок, разработать единую систему взыскания дорожных сборов и уплаты штрафов за административные правонарушения.

9. В рамках реализации мероприятий по обустройству внешних границ таможенного союза:

провести оценку и анализ состояния обустройства пунктов пропуска на внешних границах таможенного союза и выработать на этой основе предложения по разработке единых требований к их оборудованию и материально-техническому оснащению;

урегулировать вопросы согласованного открытия пунктов пропуска на внешних границах таможенного союза;

разработать согласованные с белорусской и казахстанской сторонами меры по усилению пограничного и миграционного контроля в пунктах пропуска на внешних границах таможенного союза с целью активизации борьбы с наркотрафиком и незаконной миграцией;

разработать предложения по гармонизации законодательства трех стран в пограничной сфере и обустройстве государственных границ.

10. С учетом опыта Евросоюза в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечить выполнение мероприятий по включению объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – участников таможенного союза и усилению экспортного контроля при вывозе за пределы таможенного союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

11. Ускорить проведение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в действие подписанных в рамках таможенного союза международных договоров, не требующих ратификации.

12. Усилить взаимодействие со средствами массовой информации в целях регулярного разъяснения населению и участникам внешнеэкономической деятельности преимуществ таможенного союза, механизмов его функционирования, изменений в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного союза, а также в национальном законодательстве государств-членов.

*     *     *

Участники "круглого стола" подчеркивали, что формирование единой таможенной территории, введение в действие единого тарифного и нетарифного регулирования таможенного союза, отмена всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на межгосударственных таможенных границах обеспечат свободное движение товаров, происходящих как из государств – участников таможенного союза, так и из третьих стран, расширение рынков сбыта, а также снижение издержек при производстве товаров.

Это создаст благоприятные условия для развития реального сектора экономики, расширения производственной кооперации, организации совместных производств, создания новых рабочих мест, а также роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики «тройки» государств. Построение масштабного рынка с едиными правилами игры обеспечит экономический рост и повышение благосостояния граждан государств – участников таможенного союза.