Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Информация о "круглом столе" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития"

30 марта 2010 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития». С приветственным словом к участникам выступил Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, акцентируя внимание на том, что «…есть все основания рассчитывать, что в среднесрочной перспективе именно Таможенный союз станет локомотивом консолидации стран СНГ и будет способствовать построению Единого экономического пространства».

Председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств А.Ю. Молчанов подчеркнул, что «Таможенный союз является серьезным шагом на пути к реальной экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Это один из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности экономики наших стран на мировых рынках. При правильном применении он будет содействовать ускорению экономического развития и, в конечном счете, поможет существенно повысить благосостояние наших народов».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.А. Мансуров, Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьев, Чрезвычайные и Полномочные Послы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в России, представители Минэкономразвития России, МИДа России, Федеральной таможенной службы, Росграницы.

Обсуждались вопросы функционирования Таможенного союза, унификации национальных законодательств, создания единой таможенной территории, перспективы дальнейшего сотрудничества Белоруссии, Казахстана и России. Парламентарии подчеркивали важность своевременной и синхронной ратификации документов, составляющих  договорно-правовую базу Таможенного союза. К 1 января 2010 г. она в основном сформирована, принято более 40 международных договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории; институциональную структуру Таможенного союза; механизмы регулирования торговли с третьими странами, порядок взимания косвенных налогов; базовые нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований.

Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС, подчеркнул значимость формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, и России как события исторического масштаба, а также повышенный интерес к этому процессу со стороны мирового сообщества. В условиях кризиса и глобализации создается общий рынок с количеством населения более 170 миллионов человек.

Первый этап интеграции – реальный режим свободной торговли эффективно действует в Сообществе. Он функционирует на основе двусторонних договоров о свободной торговле между государствами-членами ЕврАзЭС. Торговля товарами, произведенными на территории государств - членов ЕврАзЭС, осуществляется беспошлинно и без количественных ограничений, взимание косвенных налогов во взаимной торговле осуществляется по принципу страны назначения. Действует единый перечень товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли в отношении государств, не входящих в ЕврАзЭС.

Основные этапы и сроки формирования единой таможенной территории были освещены заместителем Генерального секретаря ЕврАзЭС - Ответственным секретарем Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьевым. С 1 января 2010 г. введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами. Введены в действие такие инструменты как Единый таможенный тариф, подготовленный на базе унификации национальных таможенных тарифов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств-участников таможенного союза.

Предусматривается отмена согласованных видов государственного контроля на белорусско-российской границе – с 1 июля 2010 года; на казахстанско-российской границе – с 1 июля 2011 года. Прозвучали опасения выступающих касательно мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу. Признано необходимым усилить взаимодействие контролирующих органов при проведении государственного контроля за ввозимыми на единую таможенную территорию товарами и транспортными средствами, создать единую информационную систему таможенных и налоговых органов во взаимосвязи с информационными ресурсами органов власти, осуществляющих контрольные функции на границе.

Продолжается работа над приведением национального таможенного законодательства в соответствие с нормами, заложенными в Таможенном кодексе таможенного союза. Представителями Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службы прокомментирована работа федеральных органов власти по согласованию спорных позиций сторон на экспертном уровне. Подчеркнута важность унификации торговых режимов с третьими странами, скорейшего согласования параметров будущего единого торгового режима и выработки унифицированных условий присоединения трех стран таможенного союза к ВТО.

Выступая на заседании «круглого стола», Директор Института экономики Российской академии наук Р.С. Гринберг выразил уверенность в том, что «дан очень хороший старт к началу конкретной интеграционной группировки, в которую вполне могут войти не только другие члены ЕврАзЭС, но и другие члены СНГ». «Возможно ставить вопрос и о начальном движении к валютному союзу, - отметил он, - если удастся снизить инфляцию до 3-4 процентов, тогда возникают хорошие возможности для появления региональной валюты».

Закладывается основа для формирования Единого экономического пространства – следующей стадии интеграционного процесса, направленного на свободное движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Согласно утвержденному президентами Белоруссии, Казахстана и России Плану действий на 2010-2011 годы по формированию следующего этапа интеграции – Единого экономического пространства в течение двух лет, к 1 января 2012 года, предстоит большая работа по созданию нормативно-правовой базы ЕЭП.

Участники заседания выработали рекомендации по итогам «круглого стола».