Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Краткие сведения о МПА ЕврАзЭс

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная организация, сформированная в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и зарегистрированная 6 мая 2003 года в Секретариате ООН. В состав Евразийского экономического сообщества входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. В 2006 году к ЕврАзЭС присоединилась Республика Узбекистан, а в 2008 году приостановила свое членство в ЕврАзЭС. Наблюдателями являются Республика Армения, Республика Молдова и Украина.

Высший орган ЕврАзЭС, согласно Договору, - Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств.

Исполнительный орган Сообщества - Интеграционный Комитет, в его составе заместители глав правительств.

Межпарламентская Ассамблея (председатели палат парламентов и депутаты национальных парламентов) - орган парламентского сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС.

В целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений образован Суд Сообщества.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества определил основные направления интеграционного взаимодействия государств, установленного в 1995 году в рамках Таможенного союза между Россией и Белоруссией, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан и Кыргызстан. Позже, в 1999 году, в его состав вошел Таджикистан. В настоящее время в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза действует более 200 международных договоров, определяющих следующие основные аспекты его деятельности:

  • создание и функционирование единой таможенной территории с общим (внутренним) рынком и унифицированными таможенными правилами;

  • формирование единого экономического пространства с согласованной налоговой, денежно-кредитной, торговой и таможенной политикой;

  • обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем и др.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) ЕврАзЭС осуществляет правовое обеспечение деятельности Евразийского экономического сообщества. Ассамблея разрабатывает Основы законодательства, являющиеся актами прямого действия в государствах ЕврАзЭС, а также типовые проекты законодательных актов и другие документы. В состав МПА ЕврАзЭС входят 106 депутатов, делегируемых парламентами государств – членов ЕврАзЭС (от Республики Беларусь – 16 парламентариев, от Республики Казахстан – 16, от Киргизской Республики – 8, от Российской Федерации – 42, от Республики Таджикистан – 8, от Республики Узбекистан - 16).

В состав российской делегации в МПА ЕврАзЭС входят 28 депутатов Государственной Думы и 14 членов Совета Федерации. Делегацию Совета Федерации в делегации Российской Федерации в МПА ЕврАзЭС возглавляет председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, член Бюро МПА ЕврАзЭС А.Ю. Молчанов.

Заседания МПА ЕврАзЭС проводятся один раз в год. Решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих на заседании членов Ассамблеи, по процедурным вопросам – простым большинством голосов.

С целью решения текущих вопросов интеграционного взаимодействия, разработки и предварительного рассмотрения проектов нормативных правовых актов Ассамблеи созданы шесть постоянных комиссий, состоящие из представителей парламентов государств – членов ЕврАзЭС.

Ротация Председателя Межпарламентской Ассамблеи из числа спикеров национальных парламентов осуществляется каждые два года.

Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Бюро, которое является исполнительным органом Ассамблеи. Заседания Бюро проводятся два раза в год. Секретариат МПА, возглавляемый Ответственным секретарем, взаимодействует со спикерами палат национальных парламентов, руководителями комитетов (комиссий) парламентов, депутатами, а также с правительствами, министерствами (ведомствами) и другими государственными органами и организациями государств – членов ЕврАзЭС. Секретариат также взаимодействует с экспертами – специалистами в соответствующих сферах правовой деятельности.

Основные задачи Ассамблеи состоят в формировании единой правовой политики государств – членов Евразийского экономического сообщества, координации законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающей реализацию целей и задач ЕврАзЭС, содействии созданию организационно-правовых условий для приведения законодательств государств – членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и для организации межпарламентского сотрудничества.

В целях реализации стоящих перед ней задач Ассамблея:

  • разрабатывает нормативные правовые акты, способствующие вхождению государств – членов ЕврАзЭС в мировое экономическое пространство;

  • оказывает содействие национальным парламентам в подготовке проектов законодательных актов;

  • подготавливает экспертные заключения по состоянию законодательного регулирования в различных сферах;

  • разрабатывает предложения по приведению законодательств государств – членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС;

  • рассматривает вопросы имплементации общепризнанных международных норм и принципов в законодательства государств ЕврАзЭС;

  • осуществляет сравнительно-правовой анализ национальных законодательств государств – членов ЕврАзЭС и подготавливает предложения по их гармонизации.