Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Информация об итогах международных парламентских мероприятий, проведенных в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в городе Санкт-Петербурге 2-3 декабря 2009 года

В Санкт-Петербурге 3 декабря 2009 года состоялось очередное тридцать третье заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, а также ряд других мероприятий в рамках МПА СНГ.

Открывая пленарное заседание Ассамблеи, С.М.Миронов обозначил наиболее значимые события, произошедшие за истекший период. Прежде всего, была отмечена важность подписания Президентами России, Казахстана и Белоруссии Таможенного кодекса в целях дальнейшей интеграции этих государств. Состоялись выборы Президента Киргизии, парламентские выборы в Молдавии. Наблюдатели, осуществляющие мониторинг за ходом этих выборов, отмечали их открытость, демократичность, соответствие нормам международного права.

Продолжается плодотворное сотрудничество Межпарламентской Ассамблеи с Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ, которое реализуется через подготовку проектов международных договоров. Вступили в действие разработанные МПА СНГ Конвенция о приграничном сотрудничестве и Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с ростом заболевания сахарным диабетом. В ближайшее время будет внесена на рассмотрение Совета глав государств Конвенция об экологической безопасности государств – участников СНГ. Планируется разработка Конвенции о межрегиональном сотрудничестве в Содружестве.

В ходе пленарного заседания основное внимание было уделено рассмотрению и принятию модельных законов, кодексов, рекомендаций, направленных на сближение законодательства Содружества. Учитывая, что 2009 год был объявлен в странах СНГ Годом молодежи, актуальным стало принятие модельных законов, посвященных молодежной проблематике: "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Осознавая важность межпарламентского сотрудничества в деле укрепления авторитета государств СНГ на международной арене, отмечалась актуальность принятия парламентариями Рекомендаций "О координации совместных действий парламентских делегаций государств – участников Содружества Независимых Государств в работе международных организаций". В соответствии с этим документом парламентам стран СНГ рекомендовано проводить консультации парламентских делегаций накануне и в ходе мероприятий, организуемых международными межпарламентскими структурами, в целях согласования позиций по основным вопросам повестки дня. Предложено также стремиться к солидарному голосованию парламентских делегаций в МПС, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПА ЧЭС, МАП и других межпарламентских структурах.

Следует отметить, что из 23 документов, включенных в повестку дня, 13 были разработаны комитетами и комиссиями Совета Федерации, в том числе, торговый и исполнительный кодексы для государств – участников СНГ, модельные законы "О зонах экологического бедствия" и "Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среды", "О противодействии экстремизму", Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией.

Особую значимость заседанию Межпарламентской Ассамблеи придавало то, что оно проходило в дни празднования 220-летия Таврического дворца, являющегося с 1992 года штаб-квартирой МПА СНГ. Этому событию было посвящено специальное торжественное заседание, в котором приняли участие парламентские делегации государств – участников СНГ, делегации ПАСЕ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ, Национальной Ассамблеи Республики Афганистан, Национального Собрания Республики Корея, представители международных, общественных и религиозных организаций, деятели науки и культуры. Приветствия участникам торжественного заседания направили Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. В них отмечалось, что "Таврический дворец верен своей исторической миссии, остается признанным центром значимых международных инициатив", "дискуссии, идущие в его стенах, имеют большое значение для развития демократических институтов на всем пространстве СНГ".

На состоявшемся 2 декабря заседании Совета МПА СНГ был обсужден ряд других вопросов деятельности Межпарламентской Ассамблеи. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев проинформировал руководителей парламентских делегаций о решениях Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года и Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года. В их числе решение, связанное с выработкой совместных мер по преодолению негативных последствий финансового кризиса. В нем содержатся предложения по повышению устойчивости банковских систем, изучению возможности использования национальных валют стран СНГ во взаимозачетах, проведению скоординированной политики поддержки внутреннего рынка промышленного сектора и продовольствия, обеспечению обмена информацией о состоянии конкуренции на социально значимых и инфраструктурных рынках. Советом глав государств принято решение о председательстве Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2010 году.

Вопрос об участии Парламента Грузии в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ доложил Генеральный секретарь МПА СНГ М.И.Кротов. 22 июня 2009 года Исполком СНГ получил уведомление о том, что Парламент Грузии принял решение о выходе из Соглашения о Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств и Конвенции о Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. Согласно процедуре выхода Грузия официально перестанет быть членом МПА СНГ 22 января 2010 года.

О деятельности Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников СНГ (МИМРД) проинформировала собравшихся заместитель Председателя Совета Федерации С.Ю.Орлова, которая отметила, что деятельность института наглядно свидетельствует об эффективности его работы. При этом международные наблюдатели Содружества Независимых Государств руководствуются в своей деятельности нормами и принципами, содержащимися в документах, разработанных Межпарламентской Ассамблеей. Однако практика их применения показала, что отдельные вопросы остаются неурегулированными. Члены Совета МПА СНГ одобрили Концепцию организации мониторинга президентских и парламентских выборов, а также референдумов в государствах – участниках СНГ, осуществляемого МИМРД, кроме того, приняли решение о внесении изменений в Типовое положение о филиалах МИМРД.

На заседании Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления одним из ключевых стал вопрос о новой редакции Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, которая разработана ЦИК России. Действующие рекомендации были приняты МПА СНГ 4 декабря 2004 года. Необходимость обновления этого документа обусловлена принятием ряда международно-правовых актов, касающихся организации и проведения выборов. При МПА СНГ создан и успешно функционирует МИМРД, в ряде государств открыты его филиалы. Накоплен значительный практический опыт международного наблюдения, также требующий учета при совершенствовании этого документа.

Новая редакции этих Рекомендаций приведена в соответствие с Декларацией о принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, принятой МПА СНГ 25 ноября 2008 года. Рекомендации закрепляют порядок принятия решения о международном наблюдении и основы правил поведения наблюдателей, устанавливают порядок организации и проведения наблюдения за выборами, а также описывают методику обработки информации и выработки итогового заключения миссии международных наблюдателей от СНГ. Впервые закреплено положение о том, что международные наблюдатели СНГ осуществляют наблюдение за выборами и референдумами в составе международной миссии, в составе группы международных наблюдателей, а также индивидуально. По тексту проекта указанного документа российской стороной был высказан ряд существенных замечаний, с которыми разработчики согласились. Члены постоянной комиссии приняли решение одобрить в основном проект новой редакции Рекомендаций, и доработанный текст внести на очередное заседание комиссии.

Особый интерес участников заседания Постоянной комиссии по политическим вопросам и международному сотрудничеству вызвало обсуждение вопроса об участии государств - участников СНГ в программе Европейского союза «Восточное партнерство». Выступивший по нему первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств В.В.Литюшкин отметил неоднозначность влияния этой программы на процессы дальнейшей интеграции стран СНГ.

Свое видение участия в этой программе высказали представители Украины и Белоруссии. Выступивший по этому вопросу первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны С.Р.Гриневецкий разделил озабоченность российской стороны по вопросам, связанным с динамикой реализации «Восточного партнерства». Вместе с тем, он отметил, что эту программу «надо было бы даже выдумать для того, чтобы активизировать работу МПА СНГ и всего СНГ в целом».

Тональность и характер выступлений представителей Белоруссии и Украины свидетельствовали о позитивном восприятии "Восточного партнерства" в парламентах этих стран.

По мнению заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ М.Н.Бирюковой участие Белоруссии в «Восточном партнерстве» - это не выбор в пользу Запада за счет России, а «механизм для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны и продвижение реформ».

Состоялось также заседание Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, на которой обсуждались проекты разрабатываемых модельных актов: Кодекса интеллектуальной собственности и Информационного кодекса для государств – участников СНГ, закона "Об электронных государственных услугах" и "Об основах регулирования Интернета", ряд других документов.

Во всех мероприятиях, состоявшихся в Санкт-Петербурге, активное участие приняла представительная делегация Совета Федерации. По оценкам членов делегации, проведенные мероприятия и их итоги будут представлять большой интерес для практической деятельности комитетов и комиссий Совета Федерации. Вместе с тем, членами Совета Федерации были высказаны замечания в адрес отдельных секретарей постоянных комиссий по качеству подготовки документов, обсуждаемых на заседаниях комиссий, а также по срокам их предоставления.