Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Александр Лукашенко: "Более надежного партнера чем Беларусь у вас не будет…"

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, не нуждается в представлении российскому читателю. Россия и Белоруссия, в начале 1990-х годов выступившие одними из инициаторов прекращения существования Советского Союза и создания СНГ, уже к концу того же десятилетия стали лидерами в процессе постсоветской интеграции, образовав Союзное государство России и Беларуси. Этот позитивный опыт, однако, не был распространен на другие государства, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР, и, более того, в отношениях между двумя партнерами стали накапливаться явные противоречия.

К большому сожалению для всех тех, кто искренне стремится к укреплению доверия на постсоветском пространстве, в последние годы отношения между Белоруссией и Россией складываются достаточно напряженно. Рассуждения о дотировании российскими компаниями белорусской экономики, ограничения по поставкам в Россию белорусских товаров, обмен обвинениями в связи с рядом политических вопросов (в их числе признание Южной Осетии и Абхазии) – все это не способствует большему взаимопониманию между народами наших стран. Серьезно способствуют обострению проблем и средства массовой информации: российские телеканалы продемонстрировали оскорбительные для белорусского руководства фильмы, белорусские ответили репортажем о поездке премьер-министра России по сибирским дорогам и временным блокированием сигнала для ряда российских телекомпаний. Редакция журнала «Свободная мысль», тем не менее, убеждена, что братским отношениям российского и белорусского народа нет альтернативы. Как человек, проведший свое детство и юность в Белоруссии, я уверен, что не уважать белорусский народ и желать с ним раздоров и ссоры могут лишь те, кто не помнит нашей общей истории и не задумывается о будущем как россиян, так и белорусов. Поэтому в это непростое для отношений наших стран время мы обратились с вопросами о будущем СНГ и перспективах российско-белорусских отношений к Президенту Александру Лукашенко. Мы благодарны Президенту Республики Беларусь за то, что во время своей предвыборной кампании он сумел найти возможность ответить на них.

Владислав Иноземцев, главный редактор



"Свободная мысль ": Беларусь – одна из стран- основательниц СНГ. Само подписание договора о создании Содружества произошло здесь, в Минске находится штаб-квартира СНГ. Как видится Содружество из его столицы? Как относится белорусская политическая элита и белорусские граждане к интеграции в рамках Содружества? Какую пользу в нем они видят? Различается ли отношение к СНГ большинства граждан и политической элиты страны?

Александр Лукашенко: Давайте сразу определимся с последним посылом. Это априори неверная постановка вопроса. В нашей стране в принципе не может быть ситуации, когда у людей, например к Содружеству Независимых Государств, отношение одно, а у власти – другое.

Мы когда-то провозгласили своим приоритетом построение государства для народа. Это значит, что власть должна делать только то, что отвечает интересам людей. У нас нет ”правящего класса“ и ”простых“ граждан. Нет олигархов и связанных с ними кланов, потому что нет резкого расслоения общества по имущественному признаку.

Вопрос может быть в другом: насколько эффективно власть претворяет в жизнь тот курс, который отвечает настроениям широких слоев населения Беларуси? Мы стараемся делать все максимально эффективно.

В следующем году Содружеству исполняется 20 лет. С каким ”багажом“ мы приближаемся к юбилейной дате? Я бы сказал, с неоднозначным.

Центростремительные процессы, пришедшие на смену дезинтеграционному ”параду суверенитетов“ 90-х годов ХХ века, по сути, предопределены исторической логикой и интересами наших народов. Общим устремлениям к сотрудничеству требовались новые формы интеграции. Как следствие, вначале образовалось СНГ, затем сформировались более ”продвинутые“, ”специализированные“ структуры – Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, таможенный союз, ОДКБ. Но именно СНГ было первым межгосударственным объединением, на политическом уровне отразившим стремление наших народов к объединению в качественно новых условиях глобализации.

Образование Содружества определило принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировало условия для решения проблем, связанных с распадом СССР и качественно новой организацией постсоветского пространства. В этом заключается его историческая роль.

К сожалению, приходится констатировать, что дальнейшая динамика СНГ не оправдывает надежд и чаяний народов. Она значительно ниже, чем могла быть. Я имею в виду огромный неиспользованный потенциал, несогласованность позиций по ряду важных вопросов, сохраняющийся приоритет сиюминутных выгод отдельных стран над стратегическими возможностями кооперации и интеграции в целом.

Однако это не значит, что Содружество бесперспективно и никому не нужно.

Мне известны высказывания некоторых экспертов и политиков, поддерживающих дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве (кстати, в основном они находятся вне Беларуси). Они называют Содружество ”бракоразводной конторой“, созданной для ”цивилизованного развода“ бывших республик СССР. И утверждают, что с этой функцией СНГ справилось, задачу свою выполнило и теперь надобности в нем никакой нет.

Принципиально с такой позицией не согласен. Понятно, откуда у этих разрушительных заявлений, как говорят, ”ноги растут“, какие силы их инициируют и к каким последствиям они могут привести. Хватит нам того кошмара, который был, когда развалили Советский Союз, спровоцировали величайшую геополитическую катастрофу XX века! Опять на те же грабли наступать нельзя. Ведь любые трудности легче преодолевать не в одиночку, а объединяя усилия, поддерживая и дополняя друг друга.

Часто говорят: мол, наивно сегодня думать о восстановлении постсоветского пространства – слишком многое изменилось, слишком зависимы бывшие советские республики от Запада или России, слишком разные стартовые условия и достигнутые результаты, слишком велик разрыв в стратегической ориентации государств Содружества. Действительно, во многом все так! Но еще раз подчеркиваю – это не значит, что СНГ не имеет будущего.

Посмотрите на Европейский союз. Там тоже далеко не все гладко. Присутствует и разновеликость экономик, и деление на авторитетных ”старейшин“ и амбициозных ”новичков“, и несогласованность позиций по ряду политических и экономических проблем, и трудности институционального строительства. Но есть главное – четкое осознание экономических выгод и стратегических перспектив интеграции.

К сожалению, многим участникам СНГ не хватает такого глобального мышления с прицелом на будущее. Хотя очень хочется надеяться, что осознание необходимости реальной, а не декларируемой интеграции возобладает. Нас к этому ”подстегивают“ как внутренние, так и мировые финансово-экономические процессы.

Я никогда не скрывал, что пространство СНГ есть и останется зоной стратегических интересов Беларуси. В рамках Содружества мы последовательно продвигаем интересы нашего государства в области политики, безопасности, обороны, науки, образования и культуры. Обеспечиваем взаимовыгодную кооперацию производств и расширяем рынки сбыта белорусской продукции, создаем возможности для взаимных капиталовложений и повышения конкурентоспособности национальных предприятий.

В 2008 году под белорусским председательством в Совете глав правительств СНГ была принята Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, призванная усилить интеграционные процессы в экономической сфере.

В рамках объявленного в 2010 году в СНГ Года науки и инноваций белорусской стороной были подготовлены Основные направления долгосрочного сотрудничества государств – участников СНГ в инновационной сфере. Этот документ был утвержден главами правительств 20 ноября 2009 года в Ялте.

Важным вектором деятельности Содружества продолжает оставаться противодействие организованной преступности, контрабанде наркотиков, нелегальной миграции, торговле людьми, коррупции и отмыванию ”грязных“ денег.

И если какие-то шероховатости и происходят в СНГ, то не Беларусь их инициатор.

Мы и в дальнейшем не намерены снижать интенсивность практических усилий по укреплению Содружества. Их активизация планируется уже в ближайшее время. В декабре в ходе заседания Совета глав государств Содружества будет рассмотрен пакет важных документов, в первую очередь проекты Договора о зоне свободной торговли и Соглашения о сотрудничестве в противодействии коррупции.

Я уверен, что при наличии политической воли, четкого осознания перспективности постсоветской интеграции и нацеленности на серьезную взаимовыгодную работу будущее у СНГ безусловно есть.

 

"Свободная мысль ": На протяжении всего постсоветского периода Беларусь выступала одним из самых активных сторонников интеграции. В 1996 году было создано Союзное государство Беларуси и России, затем последовали и другие общие структуры. Что стояло за теми интеграционными трендами? Отличаются ли прежние мотивы от нынешних? Чего ждет Беларусь от интеграции с Россией, от сближения с другими постсоветскими республиками?

Александр Лукашенко: А Вы спросите у любого в Беларуси, какую страну он считает самой близкой. Вам абсолютное большинство ответит – Россия (ну, может, в свете ”информационных“ атак последних лет большинство уже не будет абсолютным). Вот вам и все мотивы.

Ведь мы вопрос о Союзе с Россией провели через референдум.Я специально инициировал всенародное обсуждение, чтобы проводимый государством курс на самое тесное сближение с Россией был одобрен народом. ”За“ проголосовали 83,3 процента граждан Беларуси.

Так что за теми, как Вы выразились, интеграционными трендами стояла воля наших народов, которую мы, политики, обязаны выполнять. Белорусы и русские – это, по сути, один народ, волею судеб оказавшийся разделенным границами. У нас общая история. Мы связаны прочнейшими экономическими узами. Не привязаны один к другому, заметьте, а взаимосвязаны. Это ключевой фактор, предопределяющий, что в нашем Союзе его участники суверенны и равноправны.

Начало интеграции было положено 2 апреля 1996 года подписанием Договора о Сообществе Беларуси и России, а также Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года.

Причем примечательно, что ”руку“ к созданию нашего Союза приложили все три президента России. С Борисом Николаевичем подписали Договор, с Владимиром Владимировичем ратифицировали. А Дмитрий Анатольевич, как он признался, визировал его еще в качестве юриста. То есть никак нельзя сказать, что Союзное государство – это балласт, доставшийся в наследство от прошлого.

Начиная интеграционные процессы, и мы, и Россия преследовали единственную цель: не утратить историческую общность народов, сохранить устоявшиеся экономические и социальные связи, чтобы на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов наших государств, создав единое экономическое
и таможенное пространство, повышать благосостояние и уровень жизни населения.

И это не какие-то громкие слова. Приведу лишь один факт. В России порядка 15 миллионов рабочих мест задействовано на производстве комплектующих для белорусских заводов. Вот реальная социальная отдача от производственной кооперации наших предприятий (кстати, это веский аргумент против тех обвинений, которые белорусы постоянно слышат в своей адрес от российских властей: мол, Беларусь – нахлебница, мы ее содержим, ее экономические успехи основаны на российских подачках и т.д.).

Показательно, что первое, с чего мы начали строить свой Союз, – создание равных условий для граждан в области передвижения, выбора места жительства, здравоохранения, образования, социальной защиты, а также для субъектов хозяйствования двух стран.

Сегодня нормативная правовая база белорусско-российских отношений включает более 150 международных договоров, в том числе в экономической сфере.

За счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников формируется союзный бюджет. С 1998 по 2010 год его номинальный объем увеличился более чем в восемь раз – с 585 миллионов до 4,9 миллиарда российских рублей. В 1998 – 2009 годах за счет средств союзного бюджета было реализовано 46 совместных программ.

Россия является основным торговым партнером Беларуси – на ее долю приходится около половины всего объема нашей внешней торговли (по итогам 8 месяцев 2010 года – 47,5 процента) и более трети белорусского экспорта (39,5 процента). Мы входим в пятерку ведущих торговых партнеров Российской Федерации.

Не стоит забывать, что за сухими цифрами экономических показателей стоят миллионы конкретных людей, белорусских и российских семей, чей достаток и благополучие напрямую зависят от интеграционной составляющей экономик двух стран.

К сожалению, в бочке меда интеграционных процессов появилась и пресловутая ложка дегтя. О ней тоже нельзя не сказать.

Россия в одностороннем порядке вышла из соглашения о равных условиях для субъектов хозяйствования двух стран. В нарушение ранее достигнутых договоренностей с начала 2007 года для Беларуси введены таможенные пошлины на нефть. С 1 января 2010 года осуществляется взимание вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов.

Белорусским товарам по-прежнему не предоставляется в Российской Федерации национальный режим при допуске к государственным закупкам. Этот не красящий наши отношения перечень можно продолжить.

Но я не хочу наш разговор сводить к взаимным упрекам и обидам. Белорусы на грязь, которая льется со страниц и эфира российских СМИ, не отвечали и отвечать не намерены. Думаю, кому-то в этой ситуации надо быть мудрее и не поддаваться на провокации.

Поэтому, завершая ответ, хочу подчеркнуть главное. Мотивы Беларуси и белорусов при выстраивании отношений с Россией за полтора десятка лет не изменились. От интеграции мы ждем в первую очередь взаимной выгоды и взаимного уважения к обоим братским народам, суверенитету и национальным интересам наших государств. И тогда вы можете быть уверены, что более надежного партнера и преданного друга, чем Беларусь и белорусы, у вас не будет.

 

"Свободная мысль ": Беларусь расположена между двумя политическими гигантами: Россией и объединенной Европой. Ваши западные соседи недавно стали полноправными членами Европейского союза. Почему европейский интеграционный проект оказался привлекательнее постсоветского? В чем, на Ваш взгляд, их основные отличия?

Александр Лукашенко: Я не стал бы столь категорично утверждать, что европейский проект привлекательнее. В Евросоюзе далеко не все так гладко. И завидовать пока нечему. Достаточно вспомнить кризисные Грецию и Испанию, которые поставили под угрозу выживание Евросоюза в целом. Посмотрите, что периодически происходит с евро. Не видно пока и резкого экономического роста стран – новичков ЕС. Уверен, что и лидеры, и граждане этих стран рассчитывали на гораздо большее, чем превратиться в обыкновенный источник дешевой рабочей силы для стран Старой Европы и рынок сбыта для западноевропейских товаров.

Да, нынешние лидеры стран бывшего социалистического блока много говорят о том, что через членство в ЕС они получили возможность участвовать в решении общеевропейских и даже глобальных задач. Но, будем откровенны, что реально в принятии серьезных решений зависит от них?

Вот что безусловно привлекает в этом интеграционном проекте, так это единое пространство без границ. И для людей, и для экономики это величайшее благо. Об этом мечтали еще в XIX веке, выдвигая идеи создания Соединенных Штатов Европы. И путь к единству был очень тернист и долог.

Теперешний Евросоюз начал создаваться, по сути, с 1950-х годов. Европа несколько десятилетий шаг за шагом, последовательно углубляясь, шла к интеграции. Причем этот процесс (несмотря на исторические наслоения конфликтов и претензий) происходил действительно в условиях взаимного уважения к интересам партнеров и носил недискриминационный характер, что в конечном итоге и позволило добиться устойчивого компромисса.

Можно много говорить о том, что в его основе лежит сопоставимый уровень экономического развития и политического веса государств, стоявших у истоков создания ЕС. Однако очевидно то, что общеевропейские цели в конце концов взяли верх над эгоистичными устремлениями отдельных стран и народов и их взаимными обидами. Ведь еще были свежи в памяти ужасы двух мировых войн, когда Германией и Францией за одним столом формировались будущие основы единой Европы. Я полагаю, что осознание общей ответственности за будущее всего региона, готовность пожертвовать сиюминутным интересом – важнейшие аспекты успешности ЕС.

Почему прибалтийские республики сразу взяли ориентир на Запад, а не на Восток, думаю, тоже очевидно. Они к этому тяготели, еще находясь в составе СССР. Да и выбора на тот момент не было – шли туда, где можно было сразу получить реальную финансовую помощь и ощутимую политическую поддержку.

С развалом Советского Союза на постсоветском пространстве образовался определенный вакуум. Встал закономерный вопрос: что делать дальше, как строить свое будущее в качестве независимых субъектов международных отношений?

Свой выбор каждая из стран делала самостоятельно. В условиях разрыва традиционных экономических связей и отсутствия какого-либо серьезного альтернативного предложения наши западные соседи сделали выбор в пользу вхождения в евроатлантические структуры. Со вступлением в ЕС народы и политическая элита стран Центральной и Восточной Европы связывали надежды на повышение уровня жизни своих граждан, получение экономических и финансовых дивидендов, создание условий для стабильного и безопасного развития общества. Насколько это получилось – судить не нам, а самим этим странам.

Мы же попытались максимально сохранить взаимодействие с Россией и другими бывшими советскими республиками, вошедшими в состав СНГ. И этому есть серьезные объективные причины. Начиная от сугубо прагматических в силу высокой степени взаимозависимости наших экономик и заканчивая тесными этническими, культурными, научно-образовательными связями, в том числе межличностными контактами.

Актуальны эти причины и сегодня. Мы по-прежнему считаем, что для нас нет иной достойной альтернативы, кроме углубленной всесторонней интеграции на пространстве СНГ как экономического, так и политического плана. Но только такой интеграции, которая построена на принципах уважения суверенитета партнеров, направлена на устранение искусственных барьеров между государствами, повышение уровня благосостояния граждан.

Однако укрепление традиционных связей не означает, что Беларусь не рассчитывает на серьезное взаимодействие с Европейским союзом. Сегодня ЕС – один из основных торговых партнеров Беларуси. Второй после России. А также источник передовых технологий
и стандартов, поставщик высокоточного современного оборудования. Это наш стратегический партнер в борьбе с новыми вызовами и угрозами современности, которые носят трансграничный характер, – нелегальной миграцией, торговлей людьми, контрабандой наркотиков и вооружения, международным терроризмом и распространением оружия массового поражения.

Особое место в наших взаимоотношениях занимает проблематика свободы межличностных контактов – ведь ничто так не сдерживает поступательное развитие сотрудничества, как различные барьеры и препятствия на пути передвижения граждан из страны в страну. И нас радует, что европейские коллеги наконец-то услышали многочисленные призывы белорусской стороны об упрощении режима пересечения границы между Беларусью и странами ЕС для наших граждан. Совместными усилиями мы завершаем создание правовых условий для введения упрощенного режима движения для приграничного населения, активно работаем над взаимным снижением стоимости виз и деформализацией процесса.

Беларусь, по воле Господа, является связующим мостом между Западом и Востоком. Поэтому даже в силу своего географического положения предопределена многовекторность нашей внешней политики и открытость экономики.

Для защиты своих интересов сегодня все стремятся к объединению: в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке, на пространстве СНГ. Пользуясь терминологией, интеграция – это сегодня основной тренд в мировой геополитике. Вместе легче выдержать удар и подавить конкурентов, ведь мир становится все жестче и прагматичнее. И чем ты будешь сильнее конкурентов – тем больше шансов выжить и обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Поэтому, уверен, что будущее нашего континента только за такой интеграцией, которая, сплотив в себе объединительные устремления всей Евразии, совместит богатейшие природные ресурсы, помноженные на исключительно высокий интеллектуальный потенциал человека с передовыми технологиями и современными методиками управления. Именно такой проект больше всего отвечает национальным интересам нашей страны, наших граждан.

"Свободная мысль ": Судя по опросам общественного мнения, граждане Беларуси видят свою страну как независимое государство – не часть России и не участника Европейского союза. Считаете ли вы, что Беларусь сможет долгое время оставаться полностью независимой в окружении этих соседей?

Александр Лукашенко: У меня встречный вопрос: можете ли Вы в условиях тотальной глобализации назвать абсолютно независимое от зарубежных партнеров государство? Это не реально. Даже США, которые небезосновательно позиционируют себя как сверхдержава, вынуждены отказываться от односторонних подходов, понимая, что в противном случае не смогут решить критически важные для себя внешнеполитические и внешнеэкономические проблемы. Франция, Германия, Великобритания сегодня действуют в соответствии с решениями европейских институтов и учитывают интересы своих восточноевропейских партнеров. Западные государства не в состоянии в одиночку решить такие острые проблемы, как безопасность, в том числе энергетическая, нелегальная миграция, наркотрафик. Евросоюз объективно зависим от российских энергоресурсов, но ведь и для России Европа – важнейший для стабильности российской экономики рынок.

Беларусь состоялась как суверенное государство, способное последовательно и твердо отстаивать собственные интересы на международной арене, уважая при этом мнение своих зарубежных партнеров.

Мы реализуем последовательную, предсказуемую внешнюю политику, которая носит открытый и принципиальный характер. У нас есть собственное место в Европе и мире, мы осознаем свои национальные интересы. Взятая нами на вооружение стратегия многовекторности, ”равной приближенности“ к Востоку и Западу, России и Евросоюзу дает шанс эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и промышленный потенциал нашей страны. Для нас важно иметь взаимовыгодные связи по всем направлениям не только с Россией и ЕС, но и с государствами ОДКБ и СНГ, с нашими союзниками и партнерами в азиатском, ближневосточном, африканском и латиноамериканском регионах (Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Сирия, ОАЭ, Катар, Венесуэла, Куба, ЮАР).

 

"Свободная мысль ": Несмотря на серьезную политическую интегрированность с Россией, Беларусь сохранила экономическую самостоятельность. Промышленность здесь продемонстрировала гораздо меньший спад, чем в России, и сейчас по некоторым позициям товарной номенклатуры Беларусь даже превосходит Россию. Как Беларусь намерена использовать это преимущество? Какие рынки приоритетны для белорусской промышленности?

Александр Лукашенко: Действительно, нам удалось минимизировать влияние мирового финансового кризиса на промышленность, и сейчас по динамике восстановления производства Беларусь превосходит другие страны СНГ.

Во многом это объясняется тем, что мы на протяжении последних полутора десятков лет боролись со всеми теми явлениями, которые в конечном итоге привели к мировому кризису, – коррупцией, анархией рынка, финансовыми пирамидами, биржевыми и банковскими спекуляциями и т.д.

Заложенная база позволяет нам системно наращивать свой экспортный потенциал, который обеспечивается выбранной стратегией многовекторности внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.

За счет развития инновационной экономики нам удалось организовать выпуск многих видов продукции, которые ранее импортировались, а теперь экспортируются Республикой Беларусь. Например, бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, сельхозтехника, полированное стекло, бытовая техника и ряд других товарных позиций.

Ежегодно белорусская продукция выходит на новые рынки, завоевывает новые ниши. Сегодня мы поддерживаем внешнеторговые отношения с более чем 170 странами мира.

Некоторое падение объемов торговли товарами в разгар мирового кризиса сменилось в текущем году их существенным ростом. Так, за январь – июль 2010 года экспорт товаров по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом увеличился на 20,6 процента. Особенно быстрыми темпами растет экспорт продовольствия (на 149,9 процента), грузовых автомобилей (в 2,5 раза), сахара (в 2,2 раза), калийных удобрений (в 2,1 раза).

В целом по сравнению с 2005 годом объем экспортных поставок увеличился в 2010 году в три раза.

В ближайший период наши основные усилия будут сконцентрированы на увеличении в экспорте доли наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, а также на освоении новых внешних рынков, в первую очередь в динамично развивающихся странах Азии и Латинской Америки.

Способствовать развитию белорусского экспорта будет и активизация участия нашей страны в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ, а также Европейского союза.

В отношении Российской Федерации одним из основных направлений работы нам видится укрепление связей с российскими регионами, в том числе углубление производственной кооперации и создание совместных сборочных производств. Скорейшее создание Единого экономического пространства, исчезновение существующих барьеров и препятствий позволит еще больше увеличить экспортный потенциал всех входящих в него стран.

Сегодня белорусская промышленная продукция стала традиционной в странах СНГ, Европейского союза, Центральной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Южной Африки. Это говорит о том, что сюда мы пришли всерьез и надолго.

 

"Свободная мысль ": В последние годы, несмотря на подготовку к заключению таможенного союза, Россия и Беларусь ”воевали“ на экономических фронтах. С чем Вы связываете эти конфликты? Стоят ли за ними политические причины или они более связаны с реализацией экономических интересов различных российских структур? Можно ли надеяться, что период этих конфликтов остался позади?

Александр Лукашенко: Экономические причины вытекают из политических и наоборот. Что, вообще, объяснимо – классические составляющие любой олигархии, в том числе российской.

Знаете, Запад полтора десятка лет не может смириться с тем, что мы – самостоятельные игроки. Мы строим свою собственную страну, отвечающую нашим национальным интересам. Все остальное для нас второстепенно: принято так где-то или нет, вписывается ли это в кем-то придуманные стандарты, нравится это кому-то или нет. Главное для нас – безопасность страны в широком смысле этого слова (экономическая, социальная, политическая, информационная и др.), благополучие и рост жизненного уровня всех граждан (подчеркиваю, всех, а не отдельных категорий). Понятно, что этот уровень никогда не будет одинаковым. Но должны быть обеспечены равные возможности к его достижению. Это наиважнейшее условие стабильности.

Теперь такой подход, наверное, уже не очень нравится и нашему стратегическому партнеру, однако мы никогда не скрывали, что не намерены стать еще одной губернией России и никому не отдадим свою независимость. Беларусь не будет услужливо за бесценок отдавать свою собственность. Эти заводы принадлежат не Лукашенко, не чиновникам. В них вклад многих поколений белорусского народа. Пожалуйста, участвуйте в приватизации. Но платите за наши предприятия столько, сколько они действительно стоят, а не за железо по остаточной стоимости.

Впрочем, я обещал не ввязываться в перебранку. Скажу лишь одно. И хочу, чтобы это услышали россияне.

Все, что в последнее время говорят и пишут про меня и нашу страну, – бессовестное вранье. Лукашенко украл 7 миллиардов? Таких денег даже в огромной России при всем желании украсть невозможно. Но авторам (не только тем, кто озвучил эту глупость, но и ее заказчикам) предлагаю: если найдете называемые суммы, забирайте себе. Буш тоже в свое время пытался уличить меня в несметных богатствах. Я написал ему письмо с таким же предложением. До сих пор ищет…

Дошли до того, что Лукашенко чуть ли не планирует создать собственную церковь и религию. И это в стране, которая свято верна идеалам единства православной церкви! Где более четверти века служит русский человек – Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. Я считаю своим наставником Патриарха Алексия II. Я глубоко почитаю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

И не собираемся мы выходить из интеграционных образований, инициатором которых всегда была именно Беларусь.

У грязных провокаций одна цель – поссорить наши народы. Убежден: никакие ”молочные“, ”газовые“, информационные или какие-то другие ”войны“ между Беларусью и Россией не должны разрушить историческую общность наших стран и народов. Преступно потерять это после всего того, что мы вместе пережили.

Нельзя игнорировать глубокие экономические связи.

Судите сами: темпы нашего сотрудничества не снижаются даже на фоне отдельных политических разногласий. Так, в январе – августе 2010 года товарооборот между нашими странами вырос на 17,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 17 миллиардов долларов США, экспорт увеличился на 48,7 процента и составил 6,1 миллиарда долларов. Мы не в тупике, у нас есть запас прочности, основанный на многовековой дружбе народов и теснейшем сотрудничестве. И это главное.

 

"Свободная мысль ": Заключение таможенного союза Беларуси, России и Казахстана – важный этап на пути экономической интеграции. Каковы оценки выгод этого союза для Беларуси? Какие политические последствия его заключения Вы видите? Кажется ли Вам реалистичным присоединение к союзу других стран?

Александр Лукашенко: Подписывая документы по таможенному союзу, исходили из того, что это будет эффективное интеграционное объединение, направленное на решение общих актуальных задач социально-экономического развития. При этом предполагалось полное исключение какой-либо дискриминации во взаимной торговле. Как известно, три страны договорились осуществлять единое регулирование почти всех аспектов внешней торговли. Решением глав государств Беларуси, Казахстана и России 6 июля 2010 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. К 1 июля 2010 года предполагалось завершить формирование единой таможенной территории и отменить все ограничительные меры во взаимной торговле.

Нельзя сказать, что нет положительных результатов. В первую очередь это касается практически полной отмены государственного контроля на белорусско-российской границе и его выноса на внешние контуры таможенного союза, создания благоприятных условий для расширения взаимной торговли благодаря введению единых стандартов на продукцию, а также унификации санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Однако таможенный союз пока не заработал в полном формате, поскольку остаются изъятия. Их наличие обусловлено прежде всего продолжающимся взиманием российской стороной экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. А это противоречит сути любого таможенного союза.

Хочется надеяться, что перспективы у таможенного союза есть. Мы твердо намерены продолжать интенсивный диалог с нашими партнерами, прежде всего с Россией, по решению имеющихся проблем. От того, насколько успешно мы преодолеем трудности становления данного союза, будет зависеть его привлекательность и для других государств.

Что из этого получится? Поживем – увидим.

 

"Свободная мысль ": Чего бы Вы могли пожелать СНГ на ближайшие годы? Чего бы Вы пожелали российскому руководству в выстраивании его политики в отношении государств Содружества?

Александр Лукашенко: Я желаю, чтобы последующие годы стали для Содружества Независимых Государств периодом реальных социально-экономических достижений, чтобы удалось снять пока еще существующие отдельные барьеры, чтобы были найдены и задействованы эффективные механизмы для ускоренного перевода экономик наших стран на инновационный путь развития.

В 2010 году Россия председательствует в СНГ. Это большая ответственность и в то же время уникальная возможность повысить уровень многостороннего взаимодействия, способствовать реализации заключенных в рамках СНГ договоров, соглашений, а также планов и программ.

Содружество остается универсальной интеграционной площадкой для большинства бывших республик СССР, особенно в экономической и социально-гуманитарной сферах. Но его эффективность не может быть обеспечена одной страной. Нужны воля и усилия всех государств-участников. А вот активизировать интеграционные процессы, быть генератором конструктивных идей, показать пример плодотворного сотрудничества – важнейшие условия успешного председательства в СНГ. Этого я желаю и России, и всем нам.

Огромное Вам спасибо от имени и белорусов, и россиян.

© Александр Лукашенко, 2010