Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Знакомьтесь: мигранты

 "Свободная мысль", 2011/№ 1 (1620)

Молчанов Андрей Юрьевич, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, член редакционного совета журнала "Свободная мысль", доктор экономических наук

Необходимо обеспечить межнациональное согласие в отношениях с приезжими из государств СНГ

 Всплески недовольства на этнической почве, происшедшие в послед­ние месяцы в Москве, Санкт-Петербурге, Хотьково и других местах, стали предметом особого внимания руководства страны. В декабре прошлого года они рассматривались на заседании Государственного Совета Россий­ской Федерации. Президент России Дмитрий Медведев, выступая на встре­че с руководителями обеих палат Федерального Собрания РФ 17 января 2011 года, особо отметил: «Нужна именно кропотливая работа депутатов, чиновников, общественных деятелей, представителей бизнеса, всего граж­данского общества по поддержанию межнационального согласия».

Потенциальным источником сложностей в этом плане является мас­совый приток в Россию трудовых мигрантов из государств СНГ. Только по региональным квотам на привлечение иностранной рабочей силы в этом году будут заняты более 1,2 миллиона человек. Однако точной статисти­ки о числе трудовых мигрантов нет, поскольку бо´льшая часть приезжих — а это, согласно прогнозу Федеральной миграционной службы на 2011 год, 13 миллионов человек — работает на нелегальной основе.

Нужны ли нашей стране дополнительные рабочие руки — вопрос рито­рический. Россия вступила в период демографического спада — за послед­ние годы население заметно сократилось и в обозримом будущем поло­жение будет только ухудшаться. Прогрессирующая трудонедостаточность входит в число главных угроз национальной безопасности в экономиче­ской сфере, определенных в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. При этом последствия дефицита рабочей силы мы сможем ком­пенсировать главным образом за счет приезжих. Однако и численность, и качество привлекаемых трудовых ресурсов должны тщательно регулиро­ваться при безусловном приоритете прав на труд российских работников.

Сегодня основная часть мигрантов — особенно это относится к пред­ставителям центральноазиатских республик — выполняет низкоквалифи­цированную и малооплачиваемую работу. Для их семей и мизерный по российским меркам заработок является значимым средством к сущест­вованию, который они не могут обеспечить себе на родине. Даже люди с высшим образованием — инженеры, врачи, экономисты — редко устраива­ются по специальности; чаще они вынуждены заниматься тяжелым физи­ческим трудом, в лучшем случае — торговлей на рынках. Занимая эту нишу, мигранты до последнего времени почти не вступали в конкуренцию с рос­сиянами: наши сограждане обычно претендуют на более высокую зарплату и лучшие условия труда. И если бы не приезжие, проблемы нашего жилищ­но-коммунального хозяйства, дорожного, да и жилищного строительства и ряда других отраслей ощущались бы куда острее.

Но есть и исключения. Так, с начала 1990-х годов среди строительных рабочих в Москве и ряде других регионов доминировали граждане Укра­ины. Затем они, накопив опыт и стаж работы, в массовом порядке пере­ориентировались на рынки государств Евросоюза. Их место постепенно заняли уроженцы Молдавии, однако сейчас и среди них начался отток на более высокооплачиваемые рынки труда. А ведь за 20 лет система профес­сиональной подготовки строителей разных специальностей атрофирова­лась — оказалась нарушена профессиональная преемственность, специа­листы говорят даже об угрозе нормального воспроизводства рабочей силы в некоторых секторах экономики.

Сегодня конкуренция с приезжими на рынке труда становится замет­ным явлением в ряде отраслей. Особое беспокойство это вызывает при­менительно к оборонной промышленности. Заниженные притязания не только будущих дворников и дорожных рабочих, но и квалифицирован­ных специалистов из стран СНГ в том, что касается жилья, социальной сфе­ры, условий труда, обеспечивают им фору перед российскими коллегами, и странно, если бы работодатели этим не воспользовались. В результате возникают и множатся «болевые точки» социально-экономического про­исхождения, которые приобретают этническую окраску.

Немалый клубок проблем создает нелегальная трудовая миграция. К числу причин, вызвавших к жизни это явление и продолжающих его пи­тать, следует отнести и несовершенство законодательно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранной рабочей силы, и недостатки правоприменительной практики. Важную роль играет также готовность некоторой части работодателей к применению «теневых» схем привлече­ния работников, дающих дополнительную огромную экономию. Основ­ной контингент «нелегалов» составляют мигранты, не рассматривающие для себя возможность постоянной работы и жительства в России (в том числе и те из них, кто изначально стремился к этому, но затем столкнулся с трудностями, показавшимися непреодолимыми).

Отрицательные последствия нелегальной трудовой миграции понятны. В их числе — недополучение бюджетных доходов и страховых фондов, повышенная нагрузка на жилищно-коммунальное хозяйство, осложнение кри­миногенной ситуации и др. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что на иностранцев (а основную их массу составляют граждане государств СНГ) приходится менее 3 процентов совершаемых в России уголовных преступле­ний, тогда как общее число приезжих близко к 10 процентам населения РФ.

Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с присутствием миг­рантов, является возникновение замкнутых в организационном отноше­нии этнических анклавов, которые живут по своим неписаным законам. Их влияние быстро распространяется на значительную часть местного насе­ления определенных профессий — например на продавцов рынков, шофе­ров, охранников и др. Деятельность лиц, принадлежащих к этим анклавам, сплошь и рядом противоречит российскому законодательству, и разреша­ется этот конфликт на основе коррупционных сделок с чиновниками. Для многих своих обитателей, особенно тех, кто плохо владеет русским язы­ком, такие анклавы быстро превращаются в гетто. Ни потребности, ни не­обходимости в знакомстве с российскими обычаями и нормами поведения эта часть приезжих не испытывает. При этом отдельные приезжие из числа населения анклавов склонны к проявлению насилия, что нередко приводит к возникновению конфликтов на бытовой почве.

Реакция наших сограждан на рост числа мигрантов, как правило, носит эмоциональный характер. Свою негативную лепту вносят российские СМИ, которые редко вскрывают социально-экономическую подоплеку процесса, предпочитая подавать аудитории «жареные факты». В этой ситуации порой даже незначительные происшествия, не говоря уж об уголовных преступ­лениях, способны спровоцировать вспышку «мигрантофобии» в массовых масштабах и с непредсказуемыми последствиями.

Итак, с одной стороны, мы нуждаемся в рабочей силе из-за рубежа. С другой — массовый приток трудовых мигрантов сопряжен с проблемами, настоятельно требующими решения. Важно осознать, что эти проблемы всегда обусловлены экономическими причинами, даже когда на поверх­ности они принимают форму межнациональных конфликтов. Вместе с тем поиск решений должен вестись параллельно в сферах и экономики, и пра­ва, и образования, и культуры.

Хотя соответствующими органами власти прилагаются немалые усилия по регулированию и упорядочению миграционных процессов, профилак­тике межнациональной напряженности, единого концептуального подхода в данной области не выработано. Даже в рамках одного органа власти во­просами внешней миграции и межнациональных отношений занимаются обычно разные подразделения, а кое-где работа в области межэтнических отношений и вообще возложена на консультативные общественные советы. Сегодня продолжается работа над проектом Концепции государственной миграционной политики РФ, в которой будет предложено единое видение процессов внутренней трудовой миграции и использования иностранной рабочей силы. Есть потребность и в более общем стратегическом взгляде на вопросы человеческого капитала России — включая подвопросы демо­графии, здравоохранения, образования и культуры, и в этом контексте — трудовой миграции, развития регионов, межнациональных отношений.

Было бы правильно, если бы Концепция государственной миграцион­ной политики РФ, помимо, безусловно, необходимых задач борьбы с неле­гальной трудовой миграцией и регулирования притока работников из-за рубежа, предусматривала также задачу всемерного закрепления на россий­ском рынке труда наиболее квалифицированной и образованной части мигрантов.

Сейчас даже эта часть трудовых мигрантов чувствует себя гастарбай-терами в самом худшем смысле этого понятия. Основная масса приезжих начинает искать работу, лишь приехав в Россию, и перебивается кратко­срочными заработками. Это положение необходимо менять. Многие ми­гранты хотят и вполне способны получить российское гражданство — они должны узнать о реальности такой перспективы, как правило, еще до того, как пересекут границу. Другие оставаться в России не собираются, но ра­ботать планируют долго. Им могут быть созданы упрощенные условия для получения разрешения на работу — при условии соответствия определен­ным требованиям, в первую очередь — хорошего знания русского языка. Соответствующие поправки частично уже внесены в российское законода­тельство и продолжают готовиться.

Необходимо приложить максимальные усилия к тому, чтобы лишить нелегальную трудовую миграцию ее основы — закрытости этнических ан­клавов. По оценкам экспертов, основные направления такой работы — борь­ба с коррупцией и незаконным предпринимательством, распространение информации в среде мигрантов (в том числе еще до их выезда в Россию), а также предоставление мигрантам комплекса услуг на законной основе. Такие услуги востребованы прежде всего в области трудоустройства, при­обретения и повышения профессиональной квалификации, аренды и при­обретения жилья, правовой защиты, медицинских и социальных услуг, не в последнюю очередь — улучшения владения русским языком. Разумеется, подобные услуги должны быть не менее качественными, дешевыми и удоб­ными, чем оказываемые полузаконными или нелегальными структурами.

Конкретные шаги в этих направлениях уже делаются. Так, по иници­ативе Комитета по делам СНГ Совета Федерации разработан и в октябре 2010 года принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельный закон «О деятельности частных агентств занятости», на основе которого теперь будет легче принять аналогичный российский закон. Его идея — перемес­тить деятельность по трудоустройству иностранцев в правовое поле, сделав ее доступной для контроля и регулирования.

В некоторых государствах-партнерах, в частности в Таджикистане и Кыргызстане, силами представительств Федеральной миграционной служ­бы РФ ведется подготовка будущих мигрантов к выезду на работу в Россию. Это короткие, но многопрофильные курсы, включающие основы русского языка и элементарные сведения о российской культуре и обычаях, зачатки правовых знаний. Для активизации этой деятельности требуются специ­альная литература, учебные пособия, необходима предварительная подго­товка преподавателей.

Мощным инструментом размывания закрытых этнических сообществ способно стать привлечение мигрантов к участию в деятельности рос­сийских общественных организаций, в первую очередь профсоюзных (законодательство предусматривает возможность членства иностранцев в профсоюзах). Ведь лучшее противоядие от национальной розни — нали­чие общих интересов и совместные действия по их обеспечению. Именно на этот аспект миграционной политики обращал внимание Председатель Совета министров РФ В. В. Путин, выступая в сентябре прошлого года на заседании Генерального совета Федерации независимых профсоюзов Рос­сии. В частности, он отметил: «Нужно помогать законопослушным людям, приехавшим к нам на заработок. Помогать адаптироваться в России, защи­щать их трудовые интересы». Конечно, для этого придется преодолеть со­противление как работодателей, богатеющих на демпинговых зарплатах, так и теневых структур трудоустройства. Зато подтягивание оплаты труда приезжих к местному уровню ликвидирует основу для конфликтов на этой почве, а заодно будет способствовать и выводу из тени некоторой части российского бизнеса.

Ощутимую помощь в деле профилактики межнациональной напряжен­ности способны оказать национально-культурные общественные объеди­нения. Многие из них принимают деятельное участие в работе обществен­ных советов при органах власти и управления, предлагают конструктивные варианты решения возникающих проблем и содействуют реализации этих решений. При этом о реальной эффективности общественных организа­ций такого профиля можно говорить, если им удалось избежать двух зол: сращивания с криминальным бизнесом и политизации своей деятельно­сти. И та и другая опасность, увы, вполне реальна.

Есть, однако, и позитивные примеры. Так, активную самостоятельную позицию занимает организация «Таджикские трудовые мигранты», которая оказывает реальную помощь приезжим из Таджикистана в обеспечении их прав и решении насущных вопросов. Многие структуры энергично рабо­тают на региональном уровне, в том числе в составе общественных сове­тов при главах администрации субъекта Федерации или при управлениях Федеральной миграционной службы (в частности, в Красноярском крае, Свердловской области).

Одна из важнейших задач — поставить дело так, чтобы общение тру­довых мигрантов и на работе, и в быту не ограничивалось лишь кругом приезжих. Это необходимо и для самих мигрантов, и для их российских соседей: ведь бытовые конфликты на этнической почве зачастую выраста­ют из взаимного непонимания поведения, соответствующего незнакомым обычаям. Задачу сближения и знакомства призваны решать местные влас­ти совместно с работодателями и общественными организациями. Здесь работы непочатый край. Взять хотя бы праздники национальных культур. Они проводятся повсеместно, вот только зачастую привлекают интерес в основном представителей лишь той культуры, которой они посвящены.

Не хочется, чтобы это замечание было воспринято как посягатель­ство на чьи-то национальные интересы. Убежден: любые подобные меро­приятия принесут больше пользы, если станут инструментом культурного взаимообогащения людей, которым, возможно, суждено жить и работать рядом друг с другом долгие годы. Культурная интеграция мигрантов и их детей в российское общество не требует от них отказа от родного языка и культуры. Разнообразие культур должно сохраняться, не воспринимаясь их носителями как угроза их собственным ценностям.

Действенным стимулом установления и поддержания контактов граж­дан из стран СНГ с россиянами является совместное обучение детей в российских дошкольных учреждениях и школах. Для подавляющего боль­шинства приезжих хорошее образование для детей имеет приоритет пе­ред многими другими жизненными целями, и во многом оно способствует укоренению мигрантов в России. Одновременно происходит и скорейшее приспособление детей мигрантов к культурным нормам российского об­щества. Исследования российских ученых показывают, что младшее поко­ление приезжих благодарно реагирует на усилия преподавателей, сплошь и рядом показывая лучшие результаты в учебе, чем их российские сверст­ники — и тем самым участвуя в формировании столь необходимой для рос­сийской школы конкурентной среды. Вырастая, дети мигрантов ощущают себя россиянами и нечасто стремятся уехать на родину. А говорить о том, какую пользу могут принести России энергичные и способные молодые люди, равно хорошо владеющие и русским, и одним из языков стран СНГ, наверное, излишне.

На наш взгляд, высказанные соображения относятся к миграции любо­го уровня — как на пространстве СНГ, так и за пределами Содружества, да и в пределах Российской Федерации. Вместе с тем многие аспекты поднятой темы, конечно же, остались за рамками этой статьи. Комитет Совета Фе­дерации по делам СНГ готов принять участие в предметном разговоре по данной теме и предоставить все необходимые условия для ее обсуждения.