Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Communio/Содружество

Свободная мысль


Международный общественный журнал "Свободная мысль" совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в преддверии двадцатилетия СНГ открывает новый раздел "Communio/Содружество".

Авторами статей выступают ведущие политики России и постсоветских стран, эксперты - политологи, представители деловых кругов, лидеры общественного мнения. Мнения о прошлом, настоящем и будущем Содружества будут публиковаться в каждом выпуске "Свободной мысли" вплоть до декабря 2011 года.

Приглашаем вас принять участие в дискуссии об итогах и перспективах работы важнейшего интеграционного объединения на постсоветском пространстве.

Отзывы и комментарии к публикациям вы можете направить на адрес электронной почты пресс-центра Комитета press@sngcom.ru 

 


2011 / № 3

Перспективы Содружества

АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО Петр Петрович – председатель редакционного совета журнала «Свободная мысль», председатель Русского исторического общества.

М. И. Кротов. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки). СПб., Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2011. 292 с.

Новая книга Михаила Иосифовича Кротова, доктора экономических наук, профессора кафедры мировой экономики экономического факультета СПбГУ, посвящена анализу проблем и перспектив экономической интеграции стран Содружества Независимых Государств на современном этапе их истории. Интерес автора к заявленной проблематике обусловлен вовсе не «юбилейными» соображениями (напомню, в этом году СНГ исполняется 20 лет): исследователь давно и плодотворно сотрудничает с органами Содружества, прежде всего с Межпарламентской ассамблеей (МПА) СНГ. Опыт этого сотрудничества получил отражение в комплексе статей, в разное время опубликованных в журналах «Проблемы современной экономики», «Свободная мысль» и в различных сборниках. Ныне они опубликованы в виде очерков, посвященных весьма широкому кругу проблем – от перспектив обновления экономической теории до выявления социально-экономических корней международного терроризма.

 


2011 / № 3

Схватка за Молдову

ТОДУА Зураб – политолог, эксперт по проблемам постсоветского пространства.

Диспозиция

Вот уже второй год в Молдове продолжается затяжной политический кризис, вызванный неспособностью парламента страны избрать президента и тем самым сформировать полноценные органы власти. С 15 сентября 2009 года, когда лидер Партии коммунистов Владимир Воронин по истечении срока своих полномочий ушел в отставку с поста президента, обязанности главы государства исполняет председатель парламента. Сначала таковым был лидер молдавских либералов Михай Гимпу. Сейчас – председатель Демократической партии Мариан Лупу. В клинче сошлись главные политические силы Молдовы: Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), состоящий из трех правых партий: Либеральной, Либерально-демократической и Демократической.

 


 2011 / № 2

Кыргызстан сегодня: тревожные предчувствия

АКАЕВ Аскар Акаевич – иностранный член РАН, профессор.

Вспыхнувшее в Кыргызстане в апреле 2010 года народное восстание в одночасье смело режим Бакиева и положило начало новому этапу в постсоветской истории республики. Группа политиков во главе с Р. Отунбаевой, воспользовавшись этим, самозвано объявила себя Временным правительством. Зная об опасности, оно не позаботилось о предотвращении кровавых межэтнических столкновений на юге республики. Конфликт унес не одну тысячу человеческих жизней и причинил огромные материальные разрушения. Действуя волюнтаристски, «временщики» в условиях чрезвычайщины навязали стране национальный референдум и торопливо протащили на нем новую Конституцию, объявившую не готовый к такому крутому повороту Кыргызстан парламентской республикой. Вслед за этим 10 октября 2010 года состоялись парламентские выборы. Их крайне противоречивые результаты вызывают большие сомнения в способности нынешней власти обеспечить обещанные перемены к лучшему. Кризис нарастает и грозит приобрести необратимый характер. На карту поставлены судьба страны, сохранение ее территориальной целостности, национальное выживание.

 


2011 / № 2

К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ СНГ

И. ЛЕВЯШ

Былое и думы

Когда речь идет о крупномасштабных общественно-политических акциях, их итоги и перспективы принято обсуждать к «круглым» датам. По классику, «значительное видится на расстоянии», и это верно для относительно «ставших», достигших классической зрелости систем. А СНГ – формально «король», но фактически еще инфант, или субъект в своем становлении. Это еще далеко не система, а плазма, отмеченная  избытком неопределенности, и идентифицировать ее крайне трудно.

 


2011 / № 1 (1620)

Надежная опора сотрудничества

Миронов Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Содружество Независимых Государств приближается к юбилейным датам: в 2011 году мы будем отмечать 20-летие Содружества, а в 2012-м — 20-летие Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Эти исторические события конца прошлого века, последовавшие за распадом СССР, неразрывно свя­заны между собой, поскольку Межпарламентская Ассамблея никогда не со­стоялась бы без Содружества. Она является своего рода его продолжением в законодательной сфере, испытанной и надежной парламентской опорой.

 


2011 / № 1 (1620)

Знакомьтесь: мигранты

Молчанов Андрей Юрьевич, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, член редакционного совета журнала "Свободная мысль", доктор экономических наук

Необходимо обеспечить межнациональное согласие в отношениях с приезжими из государств СНГ

Всплески недовольства на этнической почве, происшедшие в послед­ние месяцы в Москве, Санкт-Петербурге, Хотьково и других местах, стали предметом особого внимания руководства страны. В декабре прошлого года они рассматривались на заседании Государственного Совета Россий­ской Федерации. Президент России Дмитрий Медведев, выступая на встре­че с руководителями обеих палат Федерального Собрания РФ 17 января 2011 года, особо отметил: «Нужна именно кропотливая работа депутатов, чиновников, общественных деятелей, представителей бизнеса, всего граж­данского общества по поддержанию межнационального согласия».

 


2010 / № 12 (1619)

Григорий Карасин: "Для России приоритет пространства СНГ очевиден…"

Создание Содружества стало, по сути, следствием сложных процессов, переживаемых страной в тот период, и проводимой советским руководством политики. СНГ унаследовало целый ряд острых проблем, включая обострившиеся на межэтнической почве противоречия, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками. Содружеству не удалось решить всех стоящих перед ним задач, но мы не склонны преуменьшать его роль в сохранении стабильности и целостности постсоветского пространства.

 


2010 / № 11 (1618)

"Неоиндустриальная модернизация" Казахстана

СОЛОЗОБОВ Юрий Михайлович — директор международных программ Института национальной стратегии, кандидат физико-математических наук.

Предполагается, что к 2020 году Казахстан станет высокотехнологичным государствоми войдет в число 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира. Задача, которую поставил перед своей страной президент, — стать одним из индустриальных локомотивов новой посткризисной экономики XXI века.

 


2010 / № 10 (1617)

Александр Лукашенко: "Более надежного партнера чем Беларусь у вас не будет…"

Активизировать интеграционные процессы, быть генератором конструктивных идей, показать пример плодотворного сотрудничества - важнейшие условия успешного председательства в СНГ. Этого я желаю и России, и всем нам.

 


Молдова и СНГ: перспективы развития

Мариан Лупу - лидер Демократической партии Молдовы, доктор экономических наук

Настал момент, когда члены Содружества должны четко ответить на главный вопрос:эффективен ли путь совместного, основанного на системе традиционных связей развития, либо каждая постсоветских стран может самостоятельно добиться больших успехов и идти совершенно обособленным путем?

 


Среднеазиатский узел противоречий
Пономарёва Елена Георгиевна – доцент МГИМО(У) МИД России, доктор политических наук. Рудов Георгий Алексеевич – советник Дипломатической академии МИД России, чрезвычайный и полномочный посол, профессор, доктор политических наук.Страны ЦА – богатый природными ресурсами регион, занимающий выгодное геостратегическое положение в центре Евразии и имеющий сложный клубок экономических, социальных, этноконфессиональных и политических проблем, оказываются в центре борьбы за глобальное лидерство.
Молчанов Андрей Юрьевич – председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального собрания РФ, доктор экономических наук.Чуть более чем через год Содружество Независимых Государств отметит свой 20-летний юбилей. В оценках итогов деятельности СНГ зачастую предпринимаются попытки придти к однозначному ответу: «успешно – не успешно». Но дело не в том, «наполовину пуст стакан или наполовину полон» – сделано одновременно и очень много, и недостаточно. Содружество как интеграционный инструмент отлично сработало на одних направлениях и пробуксовывает на других.

Украинский выбор Европы: что он несет России

Тигипко Сергей Леонидович – вице-премьер-министр Украины по вопросам экономики, лидер партии "Сильная Украина", кандидат экономических наук.

Невзирая на объективную потребность Украины в многовекторной внешней политике, стратегический выбор в пользу интеграции в политико-экономическое пространство ЕС остается для Киева неизменным и непреложным. России в этом стоит видеть не угрозу, а возможность.

 


Взаимовыгодная интеграция – условие модернизации в СНГ

Кротов Михаил Иосифович - Генеральный секретарь Совета МПА СНГ, профессор, доктор экономических наук.

В 2011 году Содружеству Независимых Государств исполнится 20 лет. Накопленный за эти годы опыт позволяет объективно оценить прошлое и настоящее Содружества и более обоснованно прогнозировать его будущее. Тем не менее, с самого начала следует констатировать, что ни одна из стран СНГ, даже Российская Федерация, в одиночку не в состоянии успешно интегрироваться в мировую экономику. Поэтому развитие многоуровневой и разноскоростной интеграции стран СНГ во всех сферах общественной жизни – существенное условие модернизации в государствах Содружества.