Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Информация об итогах проведения пятого заседания Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству

г. Брянск 14 июня 2007 года

 

Делегация  Совета  Федерации с  14  по  15  июня  2007 года  посетила г. Брянск. Основная цель визита состояла в участии в очередном заседании Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству (далее – Межпарламентская комиссия).

Делегация российской части Межпарламентской комиссии была представлена четырьмя членами Совета Федерации (В.А. Густов - сопредседатель Межпарламентской комиссии, С.М. Киричук, В.В. Литюшкин и Б.Н. Третяк).

Делегацию белорусской части представляли три члена Совета Республики (С.К. Писаревич – сопредседатель Межпарламентской комиссии, В.С. Башметов и Н.А. Ермакова).

В начале заседания перед участниками Межпарламентской комиссии с приветственным словом выступили Губернатор Брянской области  Н.В. Денин и Председатель Брянской областной Думы В.И. Гайдуков.

В соответствии с повесткой дня Межпарламентской комиссии были рассмотрены четыре вопроса:

  • о сотрудничестве регионов России и Белоруссии в гуманитарной сфере;
  • о создании условий развития инвестиционного сотрудничества России и Белоруссии;
  • об организации контроля на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу между Белоруссией и Россией;
  • о сроках и месте проведения очередного заседания Межпарламентской комиссии.

В обсуждении этих вопросов приняли участие члены российской и белорусской частей Межпарламентской комиссии, руководители и ответственные работники заинтересованных национальных министерств и ведомств, руководители и официальные представители государственных органов Брянской области, руководители общественных организаций, а также представители средств массовой информации.

По первому вопросу повестки дня участники заседания отметили, что между Россией и Белоруссией создана солидная правовая база, которая позволяет динамично взаимодействовать в таких видах гуманитарной деятельности как литература, искусство, периодическая печать, кино, радио, музейное дело, исторические науки, социология и другие направления. Создан и достаточно эффективно используется хозяйственный механизм, обеспечивающий регулирование и оказание государственной поддержки сотрудничества в гуманитарной сфере. Более 20% расходной части бюджета Союзного государства ежегодно направляются на проведение совместных фестивалей, олимпиад, спартакиад и выставок, обеспечение издательской деятельности и других значимых мероприятий гуманитарного сотрудничества.

Большую роль в создании единого гуманитарного пространства играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. Каждое третье межрегиональное соглашение (около 80 соглашений, подписанных субъектами России с Белоруссией и ее административно-территориальными образованиями) определяет долгосрочную программу развития и углубления сотрудничества в гуманитарной сфере.

Достаточно конструктивным было обсуждение вопроса "О создании условий развития инвестиционного сотрудничества". Признавая, что без активной инвестиционной политики не будет здоровой и сильной экономики, участники заседания Межпарламентской комиссии признали сложившиеся состояние с взаимными капитальными вложениями в развитие экономики государств-участников Союзного государства весьма скромным и не соответствующим условиям стратегического партнерства. По данным государственной статистики по итогам 2006 года объем инвестиций из России в Белоруссию составил около 400 млн. долларов США, а объем белорусских инвестиций в экономику России – 319 млн. долларов США.

Существующий в Белоруссии инвестиционный климат не удовлетворяет потенциальных российских и иностранных инвесторов. Даже в этих неблагоприятных условиях хорошую работу по привлечению инвестиций демонстрируют российско-белорусские совместные предприятия. В России созданы и успешно работают 720 предприятий с капиталом белорусских партнеров, а в Белоруссии действуют 797 таких предприятий, в том числе 355 со стопроцентным российским капиталом. Российские предприниматели располагают свободными финансовыми ресурсами и могли бы при условии изменения инвестиционного климата в Белоруссии в разы увеличить вложение капитала в совместные проекты и программы развития белорусских партнеров.

Финансирование совместных программ за счет средств бюджета Союзного государства также могло быть более активным. В текущем году финансируются 35 совместных программ. На эти цели направляется около трети расходной части бюджета Союзного государства.

По мнению участников заседания необходимо срочно принимать системные решения для изменения ситуации.

Парламентарии Межпарламентской комиссии сочли необходимым обратиться к правительствам России и Белоруссии с рекомендациями о создании комиссии по инвестиционной политике Союзного государства (не выполняется решение Совета Министров, принятое несколько лет назад) и подготовки проекта двустороннего межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защиты инвестиций (в последние годы Россия подписала такие соглашения со многими странами мира, включая практически все страны СНГ).

Участники заседания Межпарламентской комиссии заслушали информацию представителей национальных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции на территории России и Белоруссии. Были затронуты вопросы договорно-правового обеспечения своей деятельности и перспектив применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу между странами. Этот вопрос был включен в повестку дня на основании обращений отдельных хозяйствующих субъектов и граждан двух стран в связи с ужесточением процедуры контроля на границе.

По согласованию сторон на границе осуществляется контроль товаров, перемещаемых гражданами и хозяйствующими субъектами по процедуре Международной дорожной перевозки.

При въезде в Российскую Федерацию осуществляется контроль тахограмм, весогабаритный контроль, контроль наличия свидетельства международного сертификата технического осмотра транспортного средства и разрешения на проезд по дорогам, а также наличие у перевозчиков полисов страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Товары не для коммерческих целей и легковые транспортные средства, зарегистрированные в Белоруссии и России, не подлежат таможенному оформлению.

Непосредственно при ввозе товаров в Белоруссию (на границе) таможенное оформление и статистическое декларирование не производится. Этот контроль осуществляется во внутренних пунктах таможенного оформления. При регистрации статистической декларации импортер обязан подтвердить российское либо белорусское происхождение товаров.

Согласованные процедуры досмотра транспортных средств на границе и упразднение Российской стороной контроля личного легкового транспорта позволили сократить до минимума необходимые контрольные функции.

Во время пребывания на Брянской земле члены Межпарламентской комиссии встречались с руководством Брянской области, отдельных промышленных предприятий, представителями средств массовой информации, посетили автомобильный пункт пропуска "Красный камень" через государственную границу между Россией и Белоруссией.