Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

История союзного парламентаризма: Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Еще на начальном этапе становления российско-белорусских отношений межпарламентские связи стали одним из основных приоритетов в сотрудничестве двух стран. Необходимость расширения таких связей была определена Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанным 21 февраля 1995 года.

На качественно новый уровень своего развития межпарламентские связи перешли после подписания 2 апреля 1996 года Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. В соответствии с этим документом было принято решение о создании Парламентского Собрания, формируемого на основе принципа равного представительства депутатов национальных парламентов.

На встрече руководителей Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Беларусь, состоявшейся 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге, было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии. В связи с подписанием 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и 23 мая 1997 года Устава Союза Беларуси и России уточнено и название Парламентского Собрания – Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (далее – Парламентское Собрание).

На него были возложены функции по подготовке предложений по вопросам развития правовой базы, унификации законодательства двух стран с целью создания единой нормативно-правовой базы, принятию бюджета и другим направлениям. Парламентское Собрание является представительным органом Союза Беларуси и России и до выборов в Парламент Союзного государства выполняет его функции.

Полномочия, состав, порядок работы, другие организационные  и правовые вопросы деятельности Парламентского Собрания определены в его Регламенте, который был утвержден 13 июня 1997 года. В последующие годы в него вносились отдельные изменения и дополнения.

В составе Парламентского Собрания создано восемь комиссий: по законодательству и Регламенту, по экономической политике; по бюджету и финансам; по социальной политике; науке, культуре и гуманитарным вопросам; по вопросам внешней политики; по безопасности, обороне и борьбе с преступностью; по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий; по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

Парламентское Собрание состоит из депутаций, делегируемых парламентами России и Белоруссии – соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным собранием Республики Белоруссия. Каждая парламентская депутация включает в себя равное число представителей: по 36 человек от каждого государства – участника. От Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в состав парламентской делегации Российской Федерации в Парламентском Собрании входит 12 парламентариев. Руководитель депутации Совета Федерации – первый заместитель Председателя Совета Федерации А.П.Торшин, являющийся одновременно заместителем Председателя Парламентского Собрания. От Комитета Совета Федерации по делам СНГ в состав депутации Совета Федерации входят заместитель председателя Комитета Б.Н.Третяк и член Комитета В.Н.Шверикас.

Делегирование представителей в Парламентское Собрание и их отзыв осуществляется национальными парламентами государств - участников согласно регламентов их палат. Срок действия и порядок прекращения полномочий депутаций определяются парламентами самостоятельно. Председатель Парламентского Собрания избирается на ротационной основе из состава Парламентского Собрания.

За период функционирования Парламентского Собрания (с апреля 1996 года по  настоящее время) проведено тридцать семь сессий. На них рассматривались вопросы, касающиеся статуса союзных парламентариев, законопроектной деятельности, подготовки международных правовых актов Союзного государства, утверждения и исполнения его бюджета, итогов проводимых международных мероприятий и другие.

За период деятельности Парламентского Собрания приняты проекты законов «О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», «О порядке рассмотрения, принятия и вступления в силу законов Союза Беларуси и России», «О гражданстве Союза». Рассмотрены также вопросы, касающиеся союзной собственности, инвестиционной деятельности, защиты экономической конкуренции, деятельности финансово-промышленных групп и другие документы.

Проводились парламентариями работы и по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства – основы политического устройства российско-белорусского союза. Ход его подготовки рассматривался на XXI, XXIII и XXIX сессиях.

На  XXXYII сессии Парламентского Собрания, состоявшейся 25 июня 2010 года, были проработаны вопросы, касающиеся внесении изменений и дополнений в Регламент Парламентского Собрания, об исполнения бюджета Союзного государства за 2008 год, проведения ежегодного фестиваля «Молодежь – за Союзное государство», научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», прошедшей 26 – 27 мая 2010 года в г. Санкт-Петербурге и другие.

Укрепляется международный авторитет Парламентского Собрания, что уже признано мировым сообществом. Парламентское Собрание получило статус постоянного наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ (МПА СНГ), Межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), Межпарламентском союзе, Парламентской Ассамблее Черноморского экономического сотрудничества.

Ряд международных парламентских структур получил аналогичный статус уже при Парламентском Собрании – это МПА СНГ (21 апреля 2005 года), МПА ЕврАзЭС (14 ноября 2003 года), Парламент Республики Южная Осетия (17 октября 2008 года) и Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия (17 октября 2008 года).