Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Отчет об итогах проведения девятого заседания двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики

г. Москва 31 мая 2010 года

 

В соответствии с Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2010 г. (пункт 216) в городе Москве 31 мая с.г. состоялось девятое заседание двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (далее – Комиссия).

Основные финансовые затраты по обеспечению заседания Комиссии, в порядке очередности, несла Государственная Дума, где и проходило заседание Комиссии.

От Совета Федерации в заседании Комиссии приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации, сопредседатель российской части Комиссии С.Ю. Орлова, член Комитета по социальной политике и здравоохранению Э.Н. Василишин, первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике В.Т. Кадохов, заместитель председателя Комиссии по делам молодежи и туризму Р.Р. Сафин, заместитель председателя Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Н.В. Ткачева, председатель Комитета по образованию и науке Х.Д. Чеченов, руководитель Секретариата заместителя Председателя Совета Федерации Л.Н. Павлова, заместитель руководителя аппарата Комитета по делам СНГ, ответственный секретарь Комиссии П.И. Семичевский.

От Государственной Думы в заседании Комиссии приняли участие заместитель Председателя Государственной Думы, член Комитета по энергетике В.А. Язев, заместитель председателя Комитета по международным делам, заместитель сопредседателя российской части Комиссии А.А. Козловский, заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Т.Н. Москалькова, заместитель председателя Комитета по образованию Г.К. Сафарилиев, заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления В.М. Тарасюк, советник Управления международного сотрудничества Аппарата Государственной Думы, заместитель ответственного секретаря Комиссии Л.В. Ананьева.

В заседании также участвовали заместитель председателя Народного Собрания Республики Дагестан Н.А. Гайдаров, председатель Комитета по экологии Народного Собрания Республики Дагестан Н.М. Курбанов, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации – статс-секретарь – заместитель Министра транспорта С.А. Аристов, заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации О.А. Рожнов, заместитель директора Четвертого департамента стран СНГ МИД России А.А. Крутько, начальник отдела европейских стран СНГ Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России, ответственный секретарь Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией Ю.В. Айкин, директор Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Минрегиона России Ю.Ю. Берестнев, ответственные работники федеральных органов исполнительной власти, представители СМИ.

Азербайджанская делегация была представлена на уровне руководителей и членов комитетов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, ответственных работников министерств и ведомств Азербайджанской Республики. Азербайджанскую часть Комиссии возглавил заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, сопредседатель Комиссии В.Ф. Алескеров. В работе Комиссии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полад Бюльбюль оглы, помощник Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, постоянный представитель Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в МПА СНГ, заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ А.М. Джафаров, ответственные работники азербайджанского Посольства, представители министерств и ведомств Азербайджанской Республики – заместитель Министра труда и социальной защиты населения Н.Н. Мамедов, начальник 5-го Европейского отдела первого западного территориального управления Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики А.М. Мехтиев, заместитель начальника Управления по международному сотрудничеству МВД Азербайджанской Республики В.А. Зейналов, начальник Управления контроля иммиграции государственной иммиграционной службы Азербайджанской Республики Э.М. Алиев.

С приветственным словом к участникам заседания обратились заместитель Председателя Государственной Думы В.А. Язев, сопредседатели Комиссии С.Ю. Орлова и В.Ф. Алескеров. Они отметили важность межпарламентских связей между Россией и Азербайджаном, развивающихся в последнее время по нарастающей. Эти отношения базируются на основе Соглашения о сотрудничестве между Федеральным Собранием Российской Федерации и Милли Меджлисом Азербайджанской Республики, подписанного в Москве 16 апреля 2001 г. В июне 2008 г. делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в торжествах в Баку по случаю 90-летия образования парламента Азербайджанской Республики. В октябре 2008 г. делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в международном мониторинге за ходом проведения президентских выборов в Азербайджане, а в марте 2009 г. – в мониторинге за ходом проведения референдума по внесению изменений в Конституцию Азербайджанской Республики.

В октябре 2009 г. в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы межпарламентского сотрудничества в новых геополитических условиях» с участием депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, а в апреле 2010 г. в Баку был проведен «круглый стол» на тему «Россия и Азербайджан: через расширение межрегионального сотрудничества к укреплению стратегического партнерства», организованный российским Фондом развития «Институт евразийских исследований». В работе «круглого стола» приняли участие представители органов государственной власти, министерств и ведомств, а также бизнес-сообщества двух стран.

В соответствии с повесткой дня заседания Комиссии были рассмотрены вопросы: о ходе выполнения решений восьмого заседания Комиссии; о совершенствовании нормативно-правовой базы сотрудничества между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации: опыт, пути решения; о сотрудничестве Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах: состояние и перспективы законодательного обеспечения; о тематике, сроках и месте проведения очередного десятого заседания Комиссии.

Заместитель Председателя Совета Федерации, сопредседатель российской части Комиссии С.Ю. Орлова проинформировала членов Комиссии об изменении в ее составе. В соответствии с решением Совета палаты от 25 мая 2010 г. № 11/5-сп в состав Комиссии введены председатель Комитета Совета Федерации по образованию Х.Д. Чеченов и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам И.М.-С. Умаханов.

Что касается вопроса о ходе выполнения решений предыдущего заседания Комиссии, ее сопредседатели С.Ю. Орлова и В.Ф. Алескеров отметили большую работу, проделанную парламентариями России и Азербайджана по многим ключевым, стратегическим вопросам российско-азербайджанского сотрудничества, которые удалось решить. Однако ряд наиболее актуальных вопросов, которые затрагивались в Протоколе предыдущего заседания Комиссии, требуют скорейшего решения.

Это, в частности:

1. Российско-азербайджанское межправительственное соглашение о взаимной защите капиталовложений.

По информации Минэкономразвития России планируется провести во втором квартале с.г. очередной раунд переговоров с азербайджанской стороной по согласованию проекта данного соглашения.

2. Договор о государственной границе и Соглашение о сотрудничестве в области использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур.

С.Ю. Орлова особо подчеркнула, что на данном направлении удалось достичь прорывных решений. Так, в ходе переговоров 15-16 апреля с.г. в формате единых делегаций двух России и Азербайджана разрешены все основные вопросы прохождения линии российско-азербайджанской государственной границы на трех ее ранее не согласованных участках (стык границ России, Азербайджана и Грузии; Самурский гидроузел; Приморский район) и распределения водных ресурсов трансграничной реки Самур. В Протоколе по итогам переговоров, в частности, зафиксировано положение о том, что Договор о государственной границе и Соглашение о сотрудничестве в области использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур будут подписаны и вступят в силу одновременно.

Подписание документов может состояться уже через несколько месяцев, ориентировочно осенью 2010 года.

3. Соглашение о совместных действиях по строительству и эксплуатации моста через Самур.

По инициативе и непосредственном участии членов российской части Комиссии решены многие важные вопросы российско-азербайджанского сотрудничества в области транспорта. В настоящее время Минтранс России изучает возможность организации совместно с правительством Республики Дагестан работ по ремонту/реконструкции моста через реку Самур в районе пунктов пропуска «Яраг-Казмаляр» (Россия) – «Самур» (Азербайджан) на российско-азербайджанской границе, включая решение вопросов финансирования, перераспределения пассажирских и грузовых потоков на период ремонта/реконструкции и т.п.

Вместе с тем, Минтранс России увязывает выделение финансирования на ремонт/реконструкцию с завершением делимитации госграницы в районе указанного моста, так как до тех пор не может быть решен вопрос о правообладании в отношении моста.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в сфере трудовой миграции.

Предложение о подписании этого соглашения внесено азербайджанской стороной. Документ согласован в МИД России в сентябре 2009 г. В ноябре 2009 г. в Баку проведен второй раунд консультаций экспертов по проекту соглашения. С учетом итогов консультаций подготовлен российский проект соглашения, который проходит межведомственное согласование. ФМС России предложила провести второе заседание экспертной группы в июне-июле с.г. в Москве.

Сопредседатели Комиссии С.Ю. Орлова и В.Ф. Алескеров большое внимание уделили важному событию всего человечества – 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Они отметили большой вклад народов Советского Союза, в частности, России и Азербайджана в разгром гитлеровской Германии и приближение Победы. Парламентарии России и Азербайджана приняли активное участие в мероприятиях по подготовке и празднованию указанного Юбилея, в частности, в международной парламентской конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (7 апреля 2010 г., г. Санкт-Петербург) и в международной парламентской конференции «65 лет окончания Второй мировой войны и будущее европейской безопасности» (8 апреля 2010 г., г. Санкт-Петербург).

По приглашению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в торжественных мероприятиях в Москве, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., принял участие Президент Азербайджанской Республики И.Г. Алиев. 9 мая азербайджанские военнослужащие прошли по Красной площади в составе парадных войск. Четыре ветерана Великой Отечественной войны, проживающие в Азербайджане, приняли участие в празднествах в Москве, в том числе присутствовали на параде Победы.

Посольством России в Баку реализован широкий круг мероприятий в связи празднованием 65-й годовщины Победы. Основной упор был сделан на информационно-пропагандистские мероприятия по объективному освещению событий войны, решающей роли Советского Союза в Победе, противодействию попыткам пересмотра всемирно-исторического значения победы над фашизмом.

Продолжена практика чествования ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Азербайджане, оказана им материальная поддержка. В консульском отделе посольства на учете состоят 32 ветерана периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. граждан Российской Федерации, проживающих в Азербайджане.

В связи с прекращением вещания в Азербайджане российских телеканалов Посольство обеспечило соотечественникам, проживающим в Азербайджане, в том числе и ветеранам ВОВ оплату и установку спутниковых антенн.

Общественными объединениями соотечественников, ветеранскими организациями, землячеством казаков Азербайджана при содействии местных властей и активном участии Посольства России в Баку Работа по сохранению и благоустройству мемориальных комплексов, обелисков и братских могил (в Азербайджане имеется 450 мемориалов и более 1500 обелисков, стел и мемориальных досок, увековечивающих память воинов периода Второй мировой войны, скончавшихся в госпиталях республики).

В соответствии с повесткой дня заседания Комиссии были рассмотрены вопросы законодательного обеспечении сотрудничества субъектов Российской Федерации с Азербайджанской Республикой.

Было отмечено, что основополагающим базовым документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. В настоящее время между двумя странами заключено более 80 межгосударственных и межправительственных соглашений.

В ходе заседания членами Комиссии было отмечено позитивное взаимодействие российских и азербайджанских властей по разрешению некоторых сложностей, возникающих в области торгово-экономических отношений, в социальной и гуманитарной сферах, в частности по вопросам миграции и образования. Члены Комиссии были едины во мнении о необходимости диверсификации российско-азербайджанских торгово-экономических связей, чему во многом может способствовать развитие межрегионального и приграничного сотрудничества двух стран.

С докладами о совершенствовании нормативно-правовой базы сотрудничества между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации выступили Начальник европейских стран СНГ Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России Ю.В. Айкин и директор Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Минрегиона России Ю.Ю. Берестнев. В докладах они охарактеризовали нормативно-правовые аспекты сотрудничества регионов России с Азербайджаном, уровень интенсивности и эффективности связей в торгово-экономической, гуманитарной и социальной сферах. Особое внимание было уделено проблемам, мешающим развитию межрегиональных и приграничных отношений России и Азербайджана, возможным путям их решения.

В дискуссии по указанному вопросу с российской стороны выступили: С.Ю. Орлова, В.Т. Кадохов, Э.Н. Василишин, Р.Р. Сафин, А.А. Козловский, Г.К. Сафаралиев, представители Народного Собрания Республики Дагестан Н.А. Гайдаров и Н.М. Курбанов, А.А. Крутько; с азербайджанской стороны – В.Ф. Алескеров, Ф.Р. Мурадов, Р.А. Гулиев, М.Ю. Забелин, А.М. Мехтиев, Н.Н. Мамедов.

Выступающие отметили, что развитие сотрудничества субъектов Российской Федерации с Азербайджанской Республикой является одним из приоритетных направлений российско-азербайджанского взаимодействия. Устойчивое развитие партнерских отношений России и Азербайджана, полностью отвечающее современным национальным интересам двух стран, наилучшим образом может быть реализовано в рамках углубления межрегионального и приграничного сотрудничества.

Развитие межрегиональных связей субъектов Российской Федерации с азербайджанскими партнерами продолжает оставаться перспективным направлением сотрудничества между двумя странами в области экономики, производственной кооперации, научного и культурного обменов. Основной сферой приложения усилий субъектов Российской Федерации и Азербайджанской Республики является торгово-экономическое сотрудничество. Благодаря достаточно активной экономической деятельности субъектов России товарооборот между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой на протяжении последних нескольких лет имел положительную динамику (в том числе, несмотря на прекращение с 1 января 2007 года поставок российского газа в Республику), его структура менялась в сторону увеличения несырьевых товаров, прежде всего за счет экспорта в Азербайджан промышленной продукции, поставок автомобилей и запчастей к ним, строительной техники, нефтепромыслового оборудования.

Однако вследствие мирового финансово-экономического кризиса по итогам 2009 г. внешнеторговый оборот между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой снизился по сравнению с 2008 г. на 25,2% и составил 1 млрд. 816 млн.долларов США.

В целом, несмотря на некоторое снижение показателей взаимной торговли в 2009 г., российским и азербайджанским партнерам удалось не только сохранить традиционные деловые связи, но и выйти на новые направления сотрудничества. Россия по-прежнему остается одним из основных торговых партнеров Азербайджана, а по экспорту продукции в Республику занимает лидирующие позиции (удельный вес 17,5%).

Анализ сложившейся ситуации и тенденций во взаимной торговле позволяет прогнозировать достижение докризисного уровня товарооборота по итогам 2010-2011 гг.

Во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном вовлечены предприятия, фирмы и компании более 70 российских регионов, поставляющие в Республику продукцию по свыше тысячи наименованиям товарной номенклатуры. Наибольшую активность в этом проявляют Москва, Санкт-Петербург, Московская, Астраханская, Воронежская, Ульяновская, Саратовская, Свердловская, Челябинская и Курганская области, а также Дагестан и Татарстан. На различных стадиях согласования находятся проекты соответствующих соглашений с Республикой Башкортостан, Ростовской, Пензенской, Воронежской, Новосибирской, Ленинградской, Кемеровской и Нижегородской областями, Ставропольским краем.

Вместе с тем некоторые субъекты Российской Федерации, в том числе подписавшие соглашения о сотрудничестве с Азербайджанской Республикой в различных областях, не всегда осуществляют свою деятельность с должной эффективностью и системностью. Экономическое взаимодействие Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с Азербайджаном ограничивалось незначительными объемами взаимопоставок. Доля этих округов во внешней торговле России с Азербайджаном составила всего 3,7 и 0,1% соответственно.

Участники заседания Комиссия отметили необходимость содействия расширению географии и повышению эффективности сотрудничества субъектов Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, обеспечения дальнейшего совершенствования механизма решения правовых и административных проблем взаимодействия территорий, усиления государственной поддержки их инициатив.

Выступающие отмечали, что инвестиционное сотрудничество между регионами России и Азербайджаном развито достаточно слабо. Значительно активнее развиты российско-азербайджанские связи в образовательной и культурной сферах.

Среди причин, сдерживающих межрегиональное сотрудничество, были отмечены: значительные проблемы, связанные с пересечением российско-азербайджанской границы, в результате чего нарушаются сроки поставок и порча плодоовощной продукции, экспортируемой в российские регионы из Азербайджана, неурегулированность процедуры таможенной очистки, отсутствие взаимного признания сертификатов на продукцию, несмотря на то, что соответствующий договор был подписан в ноябре 2005 г.

Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан отметили также несовершенство таможенного регулирования в законодательстве двух стран, и определенные затруднения, возникающие при осуществлении приграничного сотрудничества (обустройство пунктов пропуска и т.д.).

Сопредседатель российской части Комиссии С.Ю. Орлова проинформировала членов Комиссии о том, что в Государственную Думу 31 марта 2010 г. внесен проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации», который позволит повысить роль приграничного сотрудничества и, в первую очередь, обеспечит социально-экономическое развитие регионов, их инвестиционную привлекательность для бизнеса.

Было высказано пожелание создать в рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией рабочую группу (подкомиссию) по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, а также инициировать разработку программ приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с Азербайджанской Республикой.

С.Ю. Орлова подчеркнула, что важным аспектом выстраивания российско-азербайджанских отношений является наличие в регионах России азербайджанской диаспоры. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют азербайджанские общественные организации и фонды. Наиболее влиятельной азербайджанской общественной организацией на территории России является «Всероссийский Азербайджанский конгресс», отделения которого зарегистрированы в Чувашской Республике, Калужской, Мурманской и Пензенской областях, а также Азербайджанская Молодежная Организация России (АМОР), которая является самой активной азербайджанской молодежной организацией за пределами Азербайджана.

С целью активизации взаимодействия Российской Федерации с Азербайджанской Республикой в сферах молодежной политики, туризма и спорта, а также таможенного регулирования и обустройства российско-азербайджанской государственной границы было предложено создать в рамках Комиссии рабочие группы в области молодежной политики, туризма и спорта (Р.Р. Сафин, Э.Н. Василишин, Ф.Р. Мурадов), таможенного регулирования и обустройства российско-азербайджанской государственной границы (С.Ю. Орлова, В.Т. Кадохов, А.А. Козловский, Э.А. Мамедов, М.Ю. Забелин).

По вопросу о сотрудничестве Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах: состояние и перспективы законодательного обеспечения с докладами выступили заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Т.Н. Москалькова и председатель Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики А.Г. Рагимзаде.

В дискуссии по указанному вопросу с российской стороны выступили: С.Ю. Орлова, В.Т. Кадохов, А.А. Козловский, В.М. Тарасюк, С.А. Аристов, О.В. Артамонов, Н.А. Воронцова, С.Н. Серегин, И.Н. Соловьев, А.Ц. Хатаев; с азербайджанской стороны – В.Ф. Алескеров, М.Ю. Забелин, Ф.Р. Мурадов, А.М. Джафаров, Н.Н. Мамедов, Э.М. Алиев.

Основное внимание в выступлениях было уделено совершенствованию законодательства в правоохранительной и миграционной сферах двух стран. Участники заседания выразили особую обеспокоенность в связи с вызовами и угрозами стабильности государственности наших стран, обусловленными в первую очередь нелегальной миграцией, преступностью и распространением наркотиков.

Т.Н. Москалькова и А.Г. Рагимзаде отметили, что сотрудничество Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах играет все возрастающую роль и придает импульс в развитии интеграционных процессов между двумя странами.

Основу таких связей двух стран составляет обширная нормативная правовая база: сотрудничество России Азербайджана осуществляется в многостороннем формате, включая ряд многосторонних межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений.

По линии МВД подписаны Соглашение о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и МВД Азербайджанской Республики (апрель 1996 г.), Соглашение между МВД Российской Федерации и МВД Азербайджанской Республики о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов (апрель 2001 г.), Меморандум о взаимоотношениях в области борьбы с терроризмом (февраль 2000 г.), а также протоколы о сотрудничестве, Меморандум о взаимодействии между МВД Российской Федерации и МВД Азербайджанской Республики в сфере обеспечения сохранности транзитных грузов (июль 2008 г.).

Пограничное сотрудничество остается важным компонентом наших связей, с учетом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма. Поддерживаются регулярные контакты по линии пограничных ведомств Российской Федерации и Азербайджанской Республики. 25 января 2002 г. подписано Межправительственное соглашение о деятельности пограничных представителей. В стадии согласования находится соглашение об открытии официальных представительств пограничных ведомств на территориях обеих стран.

Сотрудничество миграционных служб Российской Федерации и Азербайджанской Республики ведется как в многостороннем, так и двустороннем формате. В многостороннем формате сотрудничество осуществляется на основе Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ от 5 октября 2007 г., а также в формате Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.

Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются участниками Соглашения о порядке выезда граждан государств – участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них от 17 января 1997 г.

В сфере противодействия незаконной миграции сотрудничество осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, одобренной решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г.

В сфере внешней трудовой миграции базовым документом, определяющим основные принципы привлечения иностранной рабочей силы из Азербайджанской Республики на работу в Российскую Федерацию, является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 г. Кроме этого, Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются участниками Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников СНГ от 14 ноября 2008 г.

А.Г. Рагимзаде обратил внимание на то, что в настоящее время Правительством Азербайджанской Республики разрабатывается национальная стратегия в области реадмиссии, вследствие чего вопрос о подписании межправительственного соглашения по реадмиссии может быть решен только после завершения внутригосударственных процедур.

Кроме того, азербайджанской стороной разработан проект соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, одним из участников которого является Российская Федерация. Данным проектом соглашения предусмотрены положения по взаимодействию в сфере противодействия нелегальной миграции и торговле людьми.

Сотрудничество таможенных служб Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной сфере осуществляется на основе межправительственного соглашения государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» и межправительственного двустороннего Соглашения от 20 ноября 2008 г. «О сотрудничестве в борьбе с таможенными правонарушениями».

Выступающие отметили, что одной из насущных проблем взаимодействия России и Азербайджана является противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Острая необходимость налаживания эффективного антинаркотического сотрудничества России с Азербайджаном обусловлена реалиями оперативной обстановки, связанными с тем, что Прикаспийский регион наряду с Центральноазиатским активно используется транснациональными организованными преступными группировками для транзита афганских наркотиков.

Значительно повысить эффективность сотрудничества в указанной сфере может совершенствование двусторонней межведомственной договорно-правовой базы, в частности, подписание с МВД Азербайджанской Республики протокола об организации приграничного сотрудничества. При этом приграничные территориальные органы наркоконтроля наделяются правом прямого оперативно-информационного взаимодействия с приграничными подразделениями компетентного органа соответствующей страны, что позволит значительно сократить сроки прохождения соответствующих запросов и повысить тем самым оперативность применения мер, направленных на пресечение деятельности транснациональных преступных наркогруппировок непосредственно в приграничных районах.

Выступающие отметили, что залогом успешного сотрудничества Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах является реализация мероприятий, предусмотренных рядом межгосударственных программ.

По мнению участников заседания Комиссии, развитие российско-азербайджанского сотрудничества в правоохранительной и миграционной сферах требует продолжения дальнейшей работы соответствующих органов государственной власти двух стран по совершенствованию договорно-правовой базы.

На заседании Комиссии была представлена и принята к сведению информация о выполнении предыдущих решений Комиссии.

По результатам работы Комиссии дополнительно созданы две рабочие группы – по законодательному обеспечению взаимодействия в области молодежной политики, туризма и спорта; и таможенного регулирования и обустройства российско-азербайджанской государственной границы.

Предложено провести очередное заседание Комиссии в Баку. Достигнута также договоренность о согласовании повестки дня заседания Комиссии не менее, чем за месяц до его проведения.

По завершении работы Комиссии был подписан соответствующий Протокол.