Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в период весенней сессии 2010 года

Комитет направлял основные усилия на формирование договорно-правовой базы сотрудничества со странами Содружества, развитие межпарламентского взаимодействия на двусторонней основе и в рамках межпарламентских организаций, образованных государствами - участниками СНГ.

В центре внимания Комитета постоянно находились вопросы дальнейшего совершенствования деятельности СНГ, развития интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе, становления таможенного союза, строительства Союзного государства. Комитет занимался такими проблемами, как развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, торгово-экономических и финансово-валютных отношений России с государствами – участниками СНГ, совершенствование миграционной политики в отношении граждан стран Содружества, защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

 

Рассмотрение вопросов, находящихся в ведении Комитета

За отчетный период проведено 13 заседаний Комитета, на которых было рассмотрено более 80 вопросов.

Комитетом рассмотрены принятые Государственной Думой 28 федеральных законов (см. приложение). Все они были одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации.

Важной темой, проходящей через всю весеннюю сессию была ратификация 14 договоров, соглашений и протоколов по вопросам формирования таможенного союза и единой таможенной территории.

Ключевое значение имела ратификация Договора о таможенном кодексе таможенного союза и Протокола о внесении в него изменений и дополнений. Договор заключен в целях обеспечения государствами – участниками таможенного союза скоординированной политики в области таможенного регулирования на единой таможенной территории.

С целью формирования правовой базы таможенного союза ратифицирован пакет из восьми международных договоров, подписанных главами правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В составе пакета три федеральных закона о ратификации протоколов, касающихся администрирования косвенных налогов в таможенном союзе; три федеральных закона о ратификации соглашений таможенного союза по санитарным, ветеринарно-санитарным мерам и по карантину растений, которые направлены на проведение согласованной политики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, унификацию нормативно-правовой базы государств – участников таможенного союза в области сельского хозяйства, защиту территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных болезней и продукции, не соответствующей единым санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, ветеринарным и фитосанитарным требованиям.

В этом же пакете и два федеральных закона «О ратификации Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия» и «О ратификации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза». Соглашения устанавливают взаимное признание Сторонами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также регламентируют порядок ввоза и перемещения продукции, подлежащей обязательной оценке или подтверждению соответствия.

Кроме того, ратифицировано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза, на который возложена организация работы Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) и Комиссии таможенного союза, а также информационно-техническое обеспечение их деятельности.

Важное значение имела ратификация Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, которое отвечает национальным интересам России, так как вступление его в силу повышает обороноспособность страны, усиливает позиции Черноморского флота Российской Федерации как гаранта безопасности стран Черноморского бассейна в контексте формирования европейской системы коллективной безопасности, укрепляет его правовой статус и способствует его эффективной деятельности.

Ратификация Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа устанавливает международно-правовую базу для перевозчиков стран СНГ, выполняющих перевозку автобусами в международном автомобильном сообщении. Конвенция регламентирует условия и правила перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков.

Большое значение имела ратификация двух соглашений о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности  персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и о социальных и правовых гарантиях персоналу КСПМ.

Значительным событием стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Его  целью является отражение современных подходов российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженному в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству, а также конкретизация положений ряда статей действующего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом, соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, соотечественниками признаются лица, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерации.

Согласно федеральному закону к числу важнейших целей государственной политики отнесено оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в зарубежных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

В работе над законопроектом самое активное участие принимали члены Комитета и, прежде всего, В.А.Густов.

На заседаниях Комитета были рассмотрены вопросы об опыте и результатах антикризисных и посткризисных мер в Республике Казахстан; о деятельности Лизинговой конфедерации СНГ и повышении эффективности ее работы; о законодательном и договорно-правовом оформлении зоны свободной торговли государств – участников Содружества Независимых Государств: состояние и перспективы развития.

На заседании Комитета был рассмотрен вопрос о проекте Программы разработки в 2011 – 2015 годах проектов модельных законодательных актов и проведения международных конференций, инициированных Советом Федерации. Комитет принял решение доработать проект Программы, уменьшив перечень проектов документов, предлагаемых для разработки, а также сократив срок её реализации до трех лет. Программа разработки в 2011 – 2013 годах проектов модельных законодательных актов и проведения международных конференций была внесена на рассмотрение Совета палаты и одобрена.

 

Мероприятия, проведенные Комитетом

30 марта Комитет провел заседание «круглого стола» на тему «Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития». В нем приняли участие парламентарии, представители государственных органов, научных и деловых кругов России, Белоруссии и Казахстана, международных организаций и средств массовой информации. Со вступительным словом к участникам «круглого стола» обратился Председатель Совета Федерации С.М.Миронов. Он охарактеризовал  создание таможенного союза, как крупнейшее событие в жизни ЕврАзЭС и всего Содружества Независимых Государств. «Фактически речь идет о формировании интеграционного объединения принципиально нового качества».

Открывая заседание, ведущий «круглого стола» председатель Комитета по делам СНГ А.Ю.Молчанов подчеркнул, что «в случае успешного строительства таможенного союза он может стать ядром интеграционных процессов, основой экономической консолидации всего постсоветского пространства». В ходе «круглого стола» были рассмотрены вопросы, касающиеся функционирования таможенного союза, сближения национальных законодательств в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, создания единой таможенной территории.

Согласно достигнутым договоренностям создание таможенного союза осуществляется поэтапно. На первом этапе с 1 января 2010 года введены единые для трех государств меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. С июля 2010 года начинает функционировать единая таможенная территория России и Белоруссии, устанавливается переходный от зоны свободной торговли к таможенному союзу режим торговли с Казахстаном. Вводятся в действие Таможенный кодекс таможенного союза и механизм распределения таможенных пошлин между государствами – членами таможенного союза. С 1 июля 2011 года начнется завершающий этап формирования единой таможенной территории, в пределах которой будет обеспечено свободное перемещение товаров, произведенных как в странах таможенного союза, так и за их пределами.

Участники «круглого стола» подчеркивали, что осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции государств – членов таможенного союза. Формирование единой таможенной территории, введение в действие единого тарифного и нетарифного регулирования таможенного союза, отмена всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на межгосударственных таможенных границах обеспечат свободное движение товаров, происходящих как из государств – членов таможенного союза, так и из третьих стран, расширение рынков сбыта, а также снижение издержек при производстве товаров.

Это создаст благоприятные условия для развития реального сектора экономики, расширения производственной кооперации, организации совместных производств, создания новых рабочих мест, а также роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики «тройки» государств. Построение масштабного рынка с едиными правилами игры обеспечит экономический рост и повышение благосостояния граждан государств – членов таможенного союза.

В то же время отмечалось, что формирование таможенного союза процесс сложный, требующий взвешенных подходов и принятия компромиссных решений. России, в силу экономического потенциала и геополитических мотивов, придется нести основную тяжесть расходов на интеграционные мероприятия и интеграционную инфраструктуру, на возможные дополнительные преференции партнерам, а также нести потери в связи с решением фискальных вопросов функционирования таможенного союза.

Подчеркивалось, что жизнеспособность таможенного союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий, интенсификацией хозяйственных связей между Белоруссией и Казахстаном при активной роли России.

14 мая в рамках Третьего Невского международного экологического конгресса «Экологизация природопользования – основа модернизации экономики в равновесии с природой» Комитетом по делам Содружества Независимых Государств совместно с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитетом по делам Федерации и региональной политике был проведен «круглый стол» на тему «Экология как сфера глобального взаимодействия».

Модератором «круглого стола», председателем Комитета А.Ю.Молчановым было отмечено, что поскольку все процессы в окружающей среде взаимосвязаны, «именно поэтому человечество вынуждено договариваться о контроле над вмешательством в природные процессы на все более высоком уровне – вплоть до глобального».

Участники «круглого стола» подчеркивали, что в настоящее время в процессе глобализации экономическое развитие происходит в ущерб социальному развитию и охране окружающей среды. По мере роста производства и, особенно в XX столетии, эта тенденция стала проявляться чаще и масштабнее. 

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, начинающих носить глобальный характер, все более осознаются во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития.

 

Правовое обеспечение приграничного сотрудничества

В сфере решения вопросов законодательного обеспечения приграничного сотрудничества в данный период особое место занимала подготовка необходимой для его развития законодательной базы. 31 марта 2010 года членами Совета Федерации В.С.Бабичевым, А.Ю.Молчановым, С.Ю.Орловой и группой депутатов Государственной Думы на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Члены Комитета принимали активное участие на всех этапах его разработки и рассмотрения в комитетах Государственной Думы. 30 июня с.г. законопроект был рассмотрен на заседании Государственной Думы и единогласно принят в первом чтении. В настоящее время идет сбор и систематизация поправок к законопроекту. Второе чтение намечено на осеннюю сессию 2010 года.

Законопроект единообразно для всех субъектов приграничного сотрудничества определяет задачи и принципы приграничного сотрудничества, пределы такого сотрудничества. Указанные задачи и принципы рассматриваются как генеральные, адресованные всему государству и правовой системе в целом, а не только отдельным субъектам приграничного сотрудничества Российской Федерации.

В документе даётся определение таких важных понятий, как «приграничное сотрудничество», «приграничные субъекты Российской Федерации», «приграничные муниципальные образования», «территории приграничного сотрудничества Российской Федерации», «субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств», «соглашения о приграничном сотрудничестве».

Перед законом «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» ставится задача законодательно закрепить механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве таким образом, чтобы международная деятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствовала проводимой Российской Федерацией внешней политике и задачам обеспечения национальной безопасности.

Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением приграничного сотрудничества в Российской Федерации, и определяет:

- задачи и основные принципы приграничного сотрудничества;

- полномочия органов публичной власти различного уровня в сфере приграничного сотрудничества;

- основные направления и формы взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества с соответствующими субъектами сопредельных государств.

Также данным законопроектом предлагается:

- усовершенствовать механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на региональном уровне путем учета интересов приграничных муниципальных образований, на территорию которых будут распространять свое действие данные соглашения, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, заключающими соответствующие соглашения;

- впервые в законодательстве закрепить механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на уровне муниципальных образований, которые наряду с субъектами Российской Федерации, наделены правом осуществления международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. Указанные новеллы позволят наиболее полным образом учитывать особенности всех муниципальных образований, составляющих территорию приграничного сотрудничества, в процессе такого сотрудничества.

Совместно с органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации прорабатывалась возможность подготовки консолидированных законодательных инициатив.

Предложения по законодательному решению проблемы повышения заинтересованности регионов в развитии приграничного сотрудничества, подготовленные по просьбе Комитета органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, были обсуждены 27 мая с.г.  на заседании рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества под председательством А.Ю.Молчанова. В заседании рабочей группы приняли участие представители Республики Карелия, Алтайского края, Забайкальского края, Амурской, Калининградской, Курганской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Саратовской  областей.

В настоящее время осуществляется взаимодействие с регионами в целях преобразования наиболее актуальных предложений органов государственной власти субъектов Федерации в законодательные инициативы и их реализации на консолидированной основе.

 

Межпарламентская деятельность

Значительная работа проделана Комитетом по обеспечению участия делегаций Совета Федерации в деятельности межпарламентских организаций, образованных в рамках СНГ.

7 апреля в городе Санкт-Петербурге состоялось тридцать четвертое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. Уже традиционно парламентарии выбирают для своего обсуждения тему, которой в Содружестве отдается приоритет на данном этапе. Советом глав государств 2010 год объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Главным вопросом в повестке дня этого пленарного заседания стал вопрос о социально-правовой защите участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла военных лет. Говоря в своем докладе о роли и месте братства наших народов в годы войны, председатель Совета МПА СНГ С.М.Миронов отметил, что перед поколением победителей мы в вечном, неоплатном долгу. С каждым годом их становится все меньше и меньше и нужно торопиться воздать им должное. Гражданский и парламентский долг – постоянно держать вопросы их социальной защиты в центре внимания.

Участники пленарного заседания приняли Обращение Межпарламентской Ассамблеи СНГ к парламентам и правительствам государств – участников Содружества Независимых Государств, в котором отметили необходимость последовательно развивать взаимодействие органов СНГ, государств и общественных ветеранских организаций, в том числе в разработке и реализации межгосударственных, национальных и региональных программ поддержки участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.

На пленарном заседании парламентарии рассмотрели ряд других документов и приняли четыре модельных законодательных акта.

В мероприятиях Ассамблеи принимали участие председатель Комитета А.Ю.Молчанов, первый заместитель председателя Комитета В.В.Литюшкин, члены Комитета В.А.Густов, Р.Р.Сафин, В.Н.Шверикас.

В этот же день открылась Международная парламентская конференция, посвященная 65-летию победы в Великой Отечественной войне. В адрес участников конференции поступило приветствие Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, в котором он подчеркнул, что победа в Великой Отечественной войне – это общее достояние всех народов СНГ. Отметив при этом, что «наш священный долг – с особым вниманием отнестись к вопросам социальной поддержки и благополучия тех, кто завоевал Победу. Убежден, что решению этих задач будет способствовать активная деятельность парламентов стран СНГ».

Руководители парламентских делегаций, принимающих участие в конференции, в своих выступлениях подтвердили неоспоримость заслуг всех народов советских республик, которые только общими усилиями смогли противостоять врагу и выиграть самую кровопролитную в истории человечества войну. Участники заседания приняли Декларацию, в которой предложили разработать модельные законы, направленные на увековечивание памяти погибших при защите Отечества, о днях воинской славы, об увековечении Победы в Великой Отечественной войне.

8 апреля состоялась Международная парламентская конференция «Будущее европейской безопасности», которая проводилась совместно с Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

6 апреля состоялись: одиннадцатое заседание Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее – МПА ЕврАзЭС), заседания постоянных комиссий и Бюро МПА ЕврАзЭС.

По предложению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова в состав Бюро МПА ЕврАзЭС от парламентской делегации Совета Федерации введен председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств А.Ю.Молчанов.

Обменявшись мнениями по наиболее актуальным и острым проблемам, связанным с развитием Сообщества, члены Бюро обсудили вопросы формирования таможенного союза. С основным докладом по данной теме выступил Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, проинформировав об итогах заседаний Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшихся 27 ноября и 11 декабря 2009 года. Отмечена важность принятых главами государств и правительств Белоруссии, Казахстана и России решений о поэтапном формировании таможенного союза.

Члены Бюро поддержали инициативу делегации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о создании в рамках МПА ЕврАзЭС межпарламентской координационной группы по мониторингу выполнения решений Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) с целью приведения национальных законодательств в соответствие с международными договорами, принятыми в таможенном союзе.

В ходе заседания МПА ЕврАзЭС представителями национальных парламентов была подчеркнута необходимость системного подхода к формированию механизмов согласованной энергетической политики. В качестве важного условия достижения поставленных перед Сообществом целей динамичного развития ТЭК была выделена задача гармонизации законодательства в сфере регулирования энергетического комплекса, торговли продукцией ТЭК и развития транспортной инфраструктуры.

Подчеркнув актуальность обеспечения международной безопасности и стабильности в мире, парламентарии приняли Обращение Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в связи с 65-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне. Парламентарии призвали глав государств, парламенты и правительства  обеспечить достойные условия жизни ветеранам и семьям погибших участников войны, а также содействовать проведению дружественных акций в честь юбилейной даты.

В заседании МПА ЕврАзЭС приняли участие председатель Комитета А.Ю.Молчанов и член Комитета В.А.Густов.

6 апреля состоялись заседания постоянных комиссий Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и Экспертно-консультативного совета при Совете ПА ОДКБ, в которых приняли участие заместитель председателя Комитета В.С.Бабичев и член Комитета О.Е Пантелеев.

25 июня в Минске депутация Совета Федерации приняла участие в мероприятиях тридцать седьмой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. На сессии были рассмотрены организационные вопросы, отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год, внесены дополнения в Регламент Парламентского Собрания. В работе сессии принял участие заместитель председателя Комитета Б.Н.Третяк.

Важным направлением деятельности Комитета было также обеспечение организации двусторонних межпарламентских связей Совета Федерации с парламентами стран Содружества, совершенствование форм сотрудничества и углубление его содержания, развитие партнерских отношений с теми государствами, которые имеют для России стратегическое значение.

23 марта в Москве состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения. 

На заседании Межпарламентской комиссии был рассмотрен вопрос о координации внешнеполитической деятельности парламентов России и Армении и выполнении предыдущих решений Комиссии. В заседании принял участие первый заместитель председателя Комитета В.В.Литюшкин.

31 мая в Москве состоялось заседание двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы: о совершенствовании нормативно-правовой базы сотрудничества между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации: опыт, пути решения; о сотрудничестве Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах: состояние и перспективы законодательного обеспечения. В заседании принял участие член Комитета Р.Р.Сафин.

22–23 мая заместитель председателя Комитета Б.Н.Третяк принял участие в региональной конференции соотечественников Белоруссии, Молдовы и Украины, которая состоялась в г. Киеве.

1–4 июня состоялся рабочий визит членов Комитета в Республику Казахстан (г. Байконур). В ходе визита первый заместитель председателя Комитета В.В.Литюшкин и член Комитета О.Е.Пантелеев приняли участие в мероприятиях, посвященных 55-летию создания космодрома «Байконур», ознакомились с социально-экономическим развитием г. Байконура и функционированием космодрома.

Важное значение имел рабочий визит Комитета в Туркменистан (15–18 июня), в ходе которого первый заместитель председателя Комитета В.В.Литюшкин и заместитель председателя Комитета Б.Н.Третяк обсудили с туркменскими парламентариями вопросы дальнейшего развития межпарламентского сотрудничества.

1–2 июля первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ В.В.Литюшкин во главе делегации Совета Федерации принял участие в третьем Астанинском экономическом форуме и съезде промышленников и предпринимателей ряда стран Европы и Азии. В рамках форума проведена секция «Экономическая интеграция».

Члены Комитета в качестве международных наблюдателей осуществляли мониторинг за ходом подготовки и проведения президентских выборов в Украине (17 января и 7 февраля), парламентских выборов в Республике Таджикистан (28 февраля), референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции Киргизской Республики (27 июня). В составе миссий МПА СНГ для наблюдения за проведением выборов и референдумов выезжали: председатель Комитета А.Ю.Молчанов; заместители председателя Комитета В.С.Бабичев и Б.Н.Третяк; члены Комитета В.А.Густов, В.Н.Шверикас и Б.И.Шпигель.

На основе отчетов о вышеназванных мероприятиях были подготовлены предложения по углублению сотрудничества России со странами СНГ, устранению барьеров во взаимной торговле, гармонизации и унификации национальных законодательств.

 

В период весенней сессии 2010 года состав Комитета пополнился. Свое желание войти в состав Комитета изъявили В.М.Джабаров – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Еврейской Автономной области, В.Л.Евтухов – представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга и В.Н.Мошкович – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Белгородской области.

Впервые в истории Комитета проведена работа по созданию представительства  Комитета в сети Интернет по адресу http://sngcom.ru. На новом интернет-ресурсе в оперативном режиме публикуются новости о деятельности членов Комитета, анонсы предстоящих событий, статьи о проблемах и перспективах интеграции на пространстве СНГ, отчеты о заседаниях и мероприятиях Комитета.

Представлены актуальные информационные материалы о сотрудничестве Совета Федерации с парламентами стран Содружества, сведения о работе членов Комитетах в многосторонних  межпарламентских объединениях.