Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в 2010 году

Комитет Совета Федерации по делам СНГ направлял основные усилия на формирование договорно-правовой базы сотрудничества со странами Содружества, развитие межпарламентского взаимодействия на двусторонней основе и в рамках межпарламентских организаций, образованных государствами - участниками СНГ.

В центре внимания Комитета постоянно находились вопросы дальнейшего совершенствования деятельности СНГ, развития интеграционных процессов на Евразийском пространстве, формирования правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Комитет занимался такими проблемами, как развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, торгово-экономических и финансово-валютных отношений России с государствами – участниками СНГ, совершенствование миграционной политики в отношении граждан стран Содружества, защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

 

Рассмотрение вопросов, находящихся в ведении Комитета

За отчетный период проведено 22 заседания Комитета, на которых было рассмотрено более 140 вопросов.

Комитетом рассмотрены принятые Государственной Думой 45 федеральных законов (см. приложение), из них по 33 законам Комитет был головным, по 12 - соисполнителем. Все они были одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации.

За прошедший год проделана большая работа по своевременной ратификации документов, создающих правовую основу Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этом году было подготовлено к рассмотрению Советом Федерации 25 федеральных законов по вопросам Таможенного союза.

Ратифицировано 4 документа, подписанных главами государств, из которых ключевое значение имел Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Договор заключен в целях обеспечения государствами – участниками Таможенного союза скоординированной политики в области таможенного регулирования на единой таможенной территории.  Кроме того, ратифицировано Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза, на которую возложена организация работы Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) и Комиссии Таможенного союза, а также Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) и Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров.

Ратифицирован 21 международный договор, подписанный правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Среди них:

Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза;

пакет протоколов, касающихся администрирования косвенных налогов в Таможенном союзе; три федеральных закона о ратификации соглашений Таможенного союза по санитарным,ветеринарно-санитарным мерам и по карантину растений, которые направлены на проведение согласованной политики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, унификацию нормативно-правовой базы государств – участников Таможенного союза в области сельского хозяйства, защиту территории Таможенного союза от завоза и распространения инфекционных болезней и продукции, не соответствующей единым санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, ветеринарным и фитосанитарным требованиям;

несколько соглашений, устанавливающих взаимное признание Сторонами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также регламентируют порядок ввоза и перемещения продукции, подлежащей обязательной оценке или подтверждению соответствия;

Соглашение об условиях пребывания Комиссии Таможенного союза на территории Российской Федерации и целый ряд других документов.

Синхронная ратификация всех этих документов имела большое политическое и экономическое значение для развития интеграционных процессов России, Белоруссии и Казахстана.

Важное значение имела ратификация Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, которое отвечает национальным интересам России, так как вступление его в силу повышает обороноспособность страны, усиливает позиции Черноморского флота Российской Федерации как гаранта безопасности стран Черноморского бассейна в контексте формирования европейской системы коллективной безопасности, укрепляет его правовой статус и способствует его эффективной деятельности.

В вопросах обороноспособности большое значение имела ратификация двух соглашений о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и о социальных и правовых гарантиях персоналу КСПМ, Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, а также ратификация Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.

Значительным событием стало принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Его  целью является отражение современных подходов российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженному в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству, а также конкретизация положений ряда статей действующего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, соотечественниками признаются лица, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону к числу важнейших целей государственной политики отнесено оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в зарубежных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

На заседаниях Комитета были рассмотрены вопросы об опыте и результатах антикризисных и посткризисных мер в Республике Казахстан; о деятельности Лизинговой конфедерации СНГ и повышении эффективности ее работы; о законодательном и договорно-правовом оформлении зоны свободной торговли государств – участников Содружества Независимых Государств и перспективах развития; о нормативно-правовом обеспечении производственной кооперации между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и других государств – участников СНГ.

На заседании Комитета был рассмотрен отчет о выполнении Программы разработки в 2008-2010 годах проектов модельных законодательных актов и проведения международных конференций, инициированных Советом Федерации и такой же проект Программы разработки в 2011 – 2013 годах. Программа разработки в 2011 – 2013 годах проектов модельных законодательных актов и проведения международных конференций была одобрена Советом палаты.

В соответствии с вышеуказанной Программой был сформирован Календарный план разработки в 2011 году модельных законодательных актов, рекомендаций, концепций и проведения международных конференций, который также был рассмотрен Комитетом и одобрен Советом палаты.

 

Мероприятия, проведенные Комитетом

30 марта Комитет провел заседание "круглого стола" на тему "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития". В нем приняли участие парламентарии, представители государственных органов, научных и деловых кругов России, Белоруссии и Казахстана, послы Белоруссии и Казахстана в России, руководители международных организаций. Заседание "круглого стола" открыл Председатель Совета Федерации С.М.Миронов. Он охарактеризовал  создание Таможенного союза, как крупнейшее событие в жизни ЕврАзЭС и всего Содружества Независимых Государств. "Фактически речь идет о формировании интеграционного объединения принципиально нового качества".

Ведущий "круглого стола" председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств А.Ю.Молчанов подчеркнул, что "в случае успешного строительства Таможенного союза он может стать ядром интеграционных процессов, основой экономической консолидации всего постсоветского пространства". В ходе "круглого стола" были рассмотрены вопросы, касающиеся функционирования Таможенного союза, сближения национальных законодательств в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, создания единой таможенной территории.

Участники "круглого стола" подчеркивали, что осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательных шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции государств – членов Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории, введение в действие единого тарифного и нетарифного регулирования Таможенного союза, отмена всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на межгосударственных таможенных границах обеспечат свободное движение товаров, происходящих как из государств – членов Таможенного союза, так и из третьих стран, расширение рынков сбыта, а также снижение издержек при производстве товаров.

Это создаст благоприятные условия для развития реального сектора экономики, расширения производственной кооперации, организации совместных производств, создания новых рабочих мест, а также роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики "тройки" государств. Построение масштабного рынка с едиными правилами игры обеспечит экономический рост и повышение благосостояния граждан государств – членов Таможенного союза.

В то же время отмечалось, что формирование Таможенного союза процесс сложный, требующий взвешенных подходов и принятия компромиссных решений. России, в силу экономического потенциала и геополитических мотивов, придется нести основную тяжесть расходов на интеграционные мероприятия и интеграционную инфраструктуру, на возможные дополнительные преференции партнерам, а также нести потери в связи с решением фискальных вопросов функционирования Таможенного союза.

Подчеркивалось, что жизнеспособность Таможенного союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий, интенсификацией хозяйственных связей между Белоруссией и Казахстаном при активной роли России.

Участники "круглого стола" высказали ряд предложений, которые были обобщены в Рекомендациях. Многие из них уже реализованы, другие прорабатываются федеральными органами исполнительной власти, Комиссией Таможенного союза.

14 мая в рамках Третьего Невского международного экологического конгресса "Экологизация природопользования – основа модернизации экономики в равновесии с природой" Комитетом по делам Содружества Независимых Государств совместно с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитетом по делам Федерации и региональной политике был проведен "круглый стол" на тему "Экология как сфера глобального взаимодействия".

Модератором "круглого стола", председателем Комитета А.Ю.Молчановым было отмечено, что поскольку все процессы в окружающей среде взаимосвязаны, "именно поэтому человечество вынуждено договариваться о контроле над вмешательством в природные процессы на все более высоком уровне – вплоть до глобального".

Участники "круглого стола" подчеркивали, что в настоящее время в процессе глобализации экономическое развитие происходит в ущерб социальному развитию и охране окружающей среды. По мере роста производства и, особенно в XX столетии, эта тенденция стала проявляться чаще и масштабнее. 

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, начинающих носить глобальный характер, все более осознаются во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития.

25 ноября Комитет провел парламентские слушания "Совершенствование законодательного обеспечения трудовой миграции". В слушаниях приняли участие Председатель Совета Федерации С.М.Миронов, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, послы Российской Федерации в Украине и Киргизии, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители российских деловых и научных кругов, средств массовой информации.

Ведущий парламентские слушания председатель Комитета по делам СНГ А.Ю.Молчанов отметил, что "регулировать процесс трудовой миграции необходимо исходя из четких критериев. И ключевым таким критерием представляется наше принципиальное отношение к привлечению иностранной рабочей силы. Чем она является для России? Временным подспорьем? Факт, который нужно принять как данность, или потенциальный источник ускоренного развития на благо и нашей страны, и наших партнеров?".

Обсудив актуальные проблемы государственной политики, связанные с трудовой миграцией, направленные на удовлетворение потребностей российского рынка в трудовых ресурсах и решение демографических проблем, участники слушаний отметили необходимость совершенствования законодательного регулирования в данной сфере.

Труд мигрантов является важным фактором экономического развития России, пополнения трудовыми ресурсами малого и среднего бизнеса, особенно с учетом сокращения численности населения.

В рамках поставленной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым задачи по модернизации экономики проводится работа по облегчению иностранным высококвалифицированным специалистам порядка въезда в Россию, пребывания на ее территории и осуществления трудовой деятельности, а также предоставлению налоговых льгот.

В целях оптимизации порядка привлечения в экономику страны иностранной, в том числе высококвалифицированной рабочей силы, формирования цивилизованного рынка услуг в данной области, противодействия незаконной миграции было рекомендовано Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации и рассмотреть возможность разработки Миграционного кодекса Российской Федерации;

уделить особое внимание выработке общей миграционной политики России, Белоруссии и Казахстана поскольку трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространствопредусматривает свободное передвижение рабочей силы;

активизировать международное сотрудничество в сфере миграции путем инициирования заключения двусторонних соглашений о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого, предусматривающих взаимные преференции, касающиеся условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, медицинского и социального обеспечения трудовых мигрантов, прибывающих в Россию в безвизовом режиме из государств – участников СНГ.

ФМС России было предложено ускорить практическую реализацию Общих принципов и механизмов организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, утвержденных решением Совета руководителей миграционных органов государств – участников Содружества Независимых Государств от 1 октября 2009 года, активнее вовлекая в эту работу заинтересованные общественные организации и бизнес-структуры.

Совету Федерации было рекомендовано войти с предложениями в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС об объявлении 2012 года Годом мигранта в Евразийском экономическом сообществе и проведении в рамках Года представительного международного форума, посвященного проблемам миграции на Евразийском пространстве.

Комитету Совета Федерации по делам СНГ рекомендовано обеспечить рассмотрение законодательных инициатив в сфере трудовой миграции из стран Содружества, подготовленных субъектами Российской Федерации и внесение их в Государственную Думу в качестве консолидированных законодательных инициатив.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ:

ускорить разработку и принятие Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ, имеющей целью повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

ускорить разработку проекта модельного закона "О миграции трудовых ресурсов в государствах – участниках СНГ";

войти с предложением в Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ рассмотреть вопрос о совершенствовании договорной и нормативной правовой базы в сфере медицинского страхования и социального обеспечения трудящихся-мигрантов государств – участников СНГ.

Были также сформулированы рекомендации в адрес органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комитетом был подготовлен для заслушивания на заседании Совета Федерации 24 декабря 2010 года в рамках "правительственного часа" вопрос "Об итогах председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2010 году". С докладом по этому вопросу выступил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

 

Правовое обеспечение приграничного сотрудничества

В сфере решения вопросов законодательного обеспечения приграничного сотрудничества в данный период особое место занимала подготовка необходимой для его развития законодательной базы.31 марта 2010 года членами Совета Федерации А.Ю.Молчановым, С.Ю.Орловой, В.С.Бабичевым, С.М.Киричуком и группой депутатов Государственной Думы на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации". 30 июня с.г. законопроект был рассмотрен на заседании Государственной Думы и единогласно принят в первом чтении. В настоящее время идет сбор и систематизация поправок к законопроекту.

Законопроект единообразно для всех субъектов приграничного сотрудничества определяет задачи и принципы приграничного сотрудничества, пределы такого сотрудничества. Указанные задачи и принципы рассматриваются как генеральные, адресованные всему государству и правовой системе в целом, а не только отдельным субъектам приграничного сотрудничества Российской Федерации.

В документе даётся определение таких важных понятий, как "приграничное сотрудничество", "приграничные субъекты Российской Федерации", "приграничные муниципальные образования", "территории приграничного сотрудничества Российской Федерации", "субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств", "соглашения о приграничном сотрудничестве".

Перед законом ставится задача закрепить механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве таким образом, чтобы международная деятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствовала проводимой Российской Федерацией внешней политике и задачам обеспечения национальной безопасности.

Данным законопроектом предлагается  впервые в российском законодательстве закрепить механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на уровне муниципальных образований, которые наряду с субъектами Российской Федерации, наделены правом осуществления международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. Указанные новеллы позволят наиболее полным образом учитывать особенности всех муниципальных образований, составляющих территорию приграничного сотрудничества, в процессе такого сотрудничества.

Совместно с органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации прорабатывалась возможность подготовки консолидированных законодательных инициатив.

Предложения по законодательному решению проблемы повышения заинтересованности регионов в развитии приграничного сотрудничества, подготовленные по просьбе Комитета органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, были обсуждены 27 мая с.г.  на заседании рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества под председательством А.Ю.Молчанова. В заседании рабочей группы приняли участие представители Республики Карелия, Алтайского края, Забайкальского края, Амурской, Калининградской, Курганской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Саратовской  областей.

В настоящее время осуществляется взаимодействие с регионами в целях преобразования наиболее актуальных предложений органов государственной власти субъектов Федерации в законодательные инициативы и их реализации на консолидированной основе.

 

Работа Экспертного совета

23 ноября состоялось заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств на тему "65-летие Нюрнбергского процесса и его оценки в странах СНГ".

В заседании Экспертного совета приняли участие представители МИДа России, ученые и специалисты, занимающиеся этой проблематикой.

Открывая заседание, заместитель председателя Комитета В.С.Бабичев отметил, что в настоящее время отдельные политические силы в ряде зарубежных стран пытаются ревизовать решения Нюрнбергского трибунала, принизить его историческую и политическую значимость. Он призвал членов Экспертного совета выработать предложения, направленные на то, чтобы правда о войне и Победе сохранялась в мировом общественном мнении и не размывалась в угоду сиюминутной политической целесообразности.

В ходе обсуждения были затронуты международно-правовые и гуманитарные аспекты Суда народов и их современное восприятие в странах Содружества, а также осуществляемые в ряде бывших советских республик попытки пересмотра итогов Нюрнберга. Было высказано немало предложений, нацеливающих на более активную наступательную работу по пропаганде итогов Нюрнбергского процесса, противодействию попыткам их фальсификации.

Информация об итогах заседания Экспертного совета была направлена Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Председателю Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России С.Е.Нарышкину.

 

Межпарламентская деятельность

Значительная работа проделана Комитетом по обеспечению участия делегаций Совета Федерации в деятельности межпарламентских организаций, образованных в рамках СНГ.

 

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств

7 апреля в Санкт-Петербурге состоялось тридцать четвертое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. Уже традиционно парламентарии выбирают для своего обсуждения тему, которой в Содружестве отдается приоритет на данном этапе. Советом глав государств 2010 год объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Главным вопросом в повестке дня этого пленарного заседания стал вопрос о социально-правовой защите участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла военных лет. Говоря в своем докладе о роли и месте братства наших народов в годы войны, председатель Совета МПА СНГ С.М.Миронов отметил, что перед поколением победителей мы в вечном, неоплатном долгу. С каждым годом их становится все меньше и меньше и нужно торопиться воздать им должное. Гражданский и парламентский долг – постоянно держать вопросы их социальной защиты в центре внимания.

Участники пленарного заседания приняли Обращение Межпарламентской Ассамблеи СНГ к парламентам и правительствам государств – участников Содружества Независимых Государств, в котором отметили необходимость последовательно развивать взаимодействие органов СНГ, государств и общественных ветеранских организаций, в том числе в разработке и реализации межгосударственных, национальных и региональных программ поддержки участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.

На пленарном заседании парламентарии рассмотрели ряд других документов и приняли четыре модельных законодательных акта.

В этот же день открылась Международная парламентская конференция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В адрес участников конференции поступило приветствие Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, в котором он подчеркнул, что Победа в Великой Отечественной войне – это общее достояние всех народов СНГ. Отметив при этом, что "наш священный долг – с особым вниманием отнестись к вопросам социальной поддержки и благополучия тех, кто завоевал Победу. Убежден, что решению этих задач будет способствовать активная деятельность парламентов стран СНГ".

Руководители парламентских делегаций, принимающих участие в конференции, в своих выступлениях подтвердили неоспоримость заслуг всех народов советских республик, которые только общими усилиями смогли противостоять врагу и выиграть самую кровопролитную в истории человечества войну. Участники заседания приняли Декларацию, в которой предложили разработать модельные законы, направленные на увековечивание памяти погибших при защите Отечества, о днях воинской славы, об увековечении Победы в Великой Отечественной войне.

8 апреля состоялась Международная парламентская конференция "Будущее европейской безопасности", которая проводилась совместно с Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

28 октября состоялось тридцать пятое пленарное заседание МПА СНГ. В связи с тем, что Советом глав государств 2010 год был объявлен Годом науки и инноваций, открывая заседаниеПредседатель Совета Федерации, Председатель Совета МПА СНГ С.М.Миронов отметил усилия Межпарламентской Ассамблеи по формированию целостного механизма правового регулирования инновационной деятельности и выразил уверенность, что МПА СНГ будет и дальше способствовать повышению конкурентоспособности хозяйственных комплексов стран Содружества на основе инновационных технологий.

Межпарламентская Ассамблея приняла семь модельных законов, в том числе "О деятельности частных агентств занятости", разработанный по инициативе Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

28 октября состоялась международная парламентская конференция, посвященная председательству Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе "ОБСЕ и СНГ: новые возможности и перспективы".

29 октября члены парламентской делегации приняли участие в работе Третьего международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни".

 

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества

6 апреля состоялись: одиннадцатое заседание Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее – МПА ЕврАзЭС), заседания постоянных комиссий и Бюро МПА ЕврАзЭС.

По предложению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова в состав Бюро МПА ЕврАзЭС от парламентской делегации Совета Федерации введен председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств А.Ю.Молчанов.

Члены бюро обменялись мнениями по наиболее актуальным и острым проблемам, связанным с развитием Сообщества, обсудили вопросы формирования Таможенного союза. С основным докладом по данной теме выступил Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А.Мансуров, проинформировавший об итогах заседаний Межгоссовета ЕврАзЭС. Отмечена важность принятых главами государств и правительств Белоруссии, Казахстана и России решений о поэтапном формировании Таможенного союза.

В ходе заседания МПА ЕврАзЭС представителями национальных парламентов была подчеркнута необходимость системного подхода к формированию механизмов согласованной энергетической политики. В качестве важного условия достижения поставленных перед Сообществом целей динамичного развития ТЭК была выделена задача гармонизации законодательства в сфере регулирования энергетического комплекса, торговли продукцией ТЭК и развития транспортной инфраструктуры.

Подчеркнув актуальность обеспечения международной безопасности и стабильности в мире, парламентарии приняли Обращение Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в связи с 65-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне. Парламентарии призвали глав государств, парламенты и правительства  обеспечить достойные условия жизни ветеранам и семьям погибших участников войны, а также содействовать проведению дружественных акций в честь юбилейной даты.

В целях усиления взаимодействия МПА ЕврАзЭС с другими структурами Сообщества член Совета Федерации В.А.Густов, ссылаясь на опыт ПАСЕ, предложил ввести в практику работы Бюро МПА ЕврАзЭС ежегодное заслушивание доклада главы исполнительной власти от государства, председательствующего в Сообществе, о приоритетах развития Сообщества и первоочередных задачах, которые предстоит решить парламентам государств в области синхронной ратификации международных договоров Таможенного союза и Единого экономического пространства, гармонизации законодательств государств – членов ЕврАзЭС. Подчеркнута также важность участия в заседаниях Бюро и представителей финансовых структур, особенно Евразийского банка развития, деятельность которого нуждается в активизации для инвестирования в крупные промышленные проекты.

При рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС члены Бюро также поддержали инициативу В.А.Густова о необходимости зафиксировать в данном документе возможность участия парламентариев государств – членов ЕврАзЭС в заседаниях Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Комиссии Таможенного союза. Принято решение доработать Положение и внести его на рассмотрение Ассамблеи, заседание которой состоится весной 2011 года в Санкт-Петербурге.

 

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

25 июня в Минске депутация Совета Федерации приняла участие в мероприятиях тридцать седьмой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. На сессии были рассмотрены организационные вопросы, отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год, внесены дополнения в Регламент Парламентского Собрания.

8-9 декабря в Москве состоялась тридцать восьмая сессия Парламентского Собрания, заседания ее Совета и постоянных комиссий. Основным вопросом, обсуждаемым на сессии, был проект бюджета Союзного государства на 2011 год. Бюджет Союзного государства на 2011 год так же как и в прошлом году по доходам и расходам определен в сумме 4 872 млн. российских рублей, в том числе за счет отчислений Российской Федерации – 3 167 млн. рублей, Республики Беларусь – 1 705 млн. рублей.

Расходная часть бюджета включает в себя финансирование 42 программ и мероприятий в различных отраслях промышленности, в сфере культуры, социальной защиты, образования и здравоохранения. Бюджетные расходы на проекты в сфере промышленности, фундаментальных исследований, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи составят порядка 40%. Четверть средств предусмотрена для финансирования военно-технического сотрудничества и правоохранительной деятельности. Социальная политика, экология, образование и культура, в том числе СМИ, получают 17% бюджетных средств.

Среди включенных в перечень программ бюджета Союзного государства много инновационных проектов: разработка современной тепловизионной техники, интегрированной системы стандартизации космической техники, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, биокормов и оборудования для лечения онкозаболеваний, разработка единой технологии информационно-навигационного обеспечения потребителей, совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий.

 

Двустороннее межпарламентское сотрудничество

Важным направлением деятельности Комитета было также обеспечение организации двусторонних межпарламентских связей Совета Федерации с парламентами стран Содружества, совершенствование форм сотрудничества и углубление его содержания, развитие партнерских отношений с теми государствами, которые имеют для России стратегическое значение.

23 марта в Москве и 12 ноября в Ереване состоялись заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения.

На заседании 23 марта был рассмотрен вопрос о координации внешнеполитической деятельности парламентов России и Армении; на заседании 12 ноября – вопрос о развитии сотрудничества в области науки, высоких технологий и инновационной экономики.

31 мая в Москве состоялось заседание двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы: о совершенствовании нормативно-правовой базы сотрудничества между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации: опыт, пути решения; о сотрудничестве Российской Федерации и Азербайджанской Республики в правоохранительной и миграционной сферах: состояние и перспективы законодательного обеспечения.

29 ноября в Киеве состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины. Делегацию Совета Федерации возглавлял председатель Комитета по делам СНГ А.Ю.Молчанов.

В соответствии с повесткой дня на заседании были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния и перспектив реализации совместных проектов в высокотехнологических отраслях (атомная энергетика, авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, создание транспортных коридоров), развития сотрудничества в сфере образования и здравоохранения, взаимодействия делегаций Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины в рамках международных парламентских организаций.

На заседании Межпарламентской комиссии выступили Председатель Совета Федерации С.М.Миронов, находившийся в Украине с официальным визитом, и Председатель Верховной Рады Украины В.М.Литвин.

9 декабря в Астане состоялось заседание Парламентской группы по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Сената Парламента Республики Казахстан. Заседание проведено в ходе официального визита в Республику Казахстан Председателя Совета Федерации С.М.Миронова.

В начале заседания с приветствием к участникам обратились Председатель Сената Парламента Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаев и Председатель Совета Федерации С.М.Миронов.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы об опыте работы Ассамблеи народа Казахстана и о законодательном обеспечении деятельности Таможенного союза.

1–4 июня состоялся рабочий визит Комитета в Республику Казахстан во главе с первым заместителем председателя Комитета В.В.Литюшкиным. В ходе визита члены Комитета приняли участие в мероприятиях, посвященных 55-летию создания космодрома "Байконур", ознакомились с социально-экономическим развитием г. Байконура и функционированием космодрома.

Важное значение имел рабочий визит Комитета в Туркменистан   (15–18 июня), в ходе которого обсуждались с туркменскими парламентариями вопросы дальнейшего развития межпарламентского сотрудничества. Делегацию Комитета возглавлял первый заместитель председателя Комитета В.В.Литюшкин.

25-29 июля состоялся ответный рабочий визит в Российскую Федерацию делегации Комитета по международным и межпарламентским связям Меджлиса Туркменистана. Это - первый визит туркменской делегации в истории развития двусторонних парламентских отношений. Он расценивается российской стороной и как отражение стратегического партнерства между двумя странами, и как нацеленность руководства Меджлиса на дальнейшее укрепление парламентских связей с Советом Федерации. 27 июля депутаты Меджлиса Туркменистана встретились с заместителем Председателя Совета Федерации С.Ю.Орловой.

Члены Комитета принимали участие в региональной конференции соотечественников Белоруссии, Молдовы и Украины (22-23 мая, г. Киев), в третьем Астанинском экономическом форуме и съезде промышленников и предпринимателей ряда стран Европы и Азии (1-2 июля, г. Астана), VII Форуме межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан (7 сентября г. Усть-Каменногорск), Белорусской Республиканской конференции российских соотечественников (1-2 октября, г. Минск), во Всемирной тематической конференции соотечественников   (7-8 октября, г. Москва), в работе "круглого стола" на тему "Роль парламентаризма в развитии гражданского общества" (28 октября, г. Баку).

Члены Комитета в качестве международных наблюдателей осуществляли мониторинг за ходом подготовки и проведения президентских выборов в Украине (17 января и 7 февраля) и Республике Белоруссия (19 декабря); парламентских выборов: в Республике Таджикистан (28 февраля), в Киргизской Республике (10 октября), в Азербайджанской Республике (7 ноября), в Республике Молдова (28 ноября); референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции Киргизской Республики (27 июня); конституционного республиканского референдума в Республике Молдова   (5 сентября),выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов, сельских, поселковых председателей и глав городов Украины (31 октября).

Члены Комитета принимали участие в трех программах "Сенат", идущих на телеканале "Вести 24" по вопросам, отнесенным к ведению Комитета по делам СНГ.

В "Парламентской газете", "Российской газете", "Независимой газете", в журналах "Вестник Совета Федерации", "Российская Федерация" и "Свободная мысль" публиковались авторские статьи членов Комитета.

На основе отчетов о вышеназванных мероприятиях были подготовлены предложения по углублению сотрудничества России со странами СНГ, устранению барьеров во взаимной торговле, гармонизации и унификации национальных законодательств.

 

Впервые в истории Комитета проведена работа по созданию представительства  Комитета в сети Интернет по адресу http://sngcom.ru. С ноября 2010 года сайт Комитета также доступен по адресу: снгком.рф.

На новом интернет-ресурсе в оперативном режиме публикуются новости о деятельности членов Комитета, анонсы предстоящих событий, статьи о проблемах и перспективах интеграции на пространстве СНГ, отчеты о заседаниях и мероприятиях Комитета.

Представлены актуальные информационные материалы о сотрудничестве Совета Федерации с парламентами стран Содружества, сведения о работе членов Комитетах в многосторонних  межпарламентских объединениях.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Перечень федеральных законов, рассмотренных Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в 2010 году

 

Перечень федеральных законов, по которым Комитет был головным

  1. О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа.

  2. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.

  3. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года.

  4. О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии Таможенного союза.

  5. О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

  6. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года.

  7. О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

  8. О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

  9. О ратификации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам.

  10. О ратификации Соглашения Таможенного союза о карантине растений.

  11. О ратификации Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.

  12. О ратификации Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия.

  13. О ратификации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза.

  14. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

  15. О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

  16. О ратификации Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза.

  17. О ратификации Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества.

  18. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций.

  19. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

  20. О ратификации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).

  21. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков.

  22. О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

  23. О ратификации Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза.

  24. О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

  25. О ратификации Соглашения о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров.

  26. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области осуществления совместного контроля на российско-казахстанской государственной границе.

  27. О ратификации Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза.

  28. О ратификации Соглашения о предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

  29. О ратификации Соглашения о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств – членов Таможенного союза.

  30. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Комиссией Таможенного союза об условиях пребывания Комиссии Таможенного союза на территории Российской Федерации.

  31. О ратификации Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля.

  32. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

  33. О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

 

Перечень федеральных законов, по которым Комитет был соисполнителем

  1. О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

  2. О ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  3. О ратификации Соглашения о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

  4. О ратификации Соглашения о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

  5. О ратификации Протокола об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств – участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах.

  6. Консульский устав Российской Федерации.

  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.

  8. О ратификации Соглашения о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

  9. О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма.

  10. О ратификации Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности.

  11. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.

  12. О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря.