Архивная версия сайта
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Карта сайта Лента новостей

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в 2009 году

Комитет направлял основные усилия на формирование договорно-правовой базы сотрудничества со странами Содружества, развитие межпарламентского взаимодействия на двусторонней основе и в рамках межпарламентских организаций, образованных государствами - участниками СНГ.

В центре внимания Комитета постоянно находились такие вопросы, как дальнейшее развитие СНГ, укрепление интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе, совершенствование Организации Договора о коллективной безопасности, строительство Союзного государства. Комитет постоянно занимался такими проблемами, как развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, торгово-экономических и финансово-валютных отношений России с государствами - участниками СНГ, совершенствование миграционной политики в отношении граждан стран Содружества, защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

 

Рассмотрение вопросов, находящихся в ведении Комитета

За отчетный период проведено 23 заседания Комитета, на которых было рассмотрено более 120 вопросов. В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации проведены консультации по отзыву и назначению Чрезвычайных и Полномочных Послов Российской Федерации в Республике Армения, Республике Узбекистан, Украине, Постоянного представителя Российской Федерации при уставных и других органах Содружества Независимых Государств.

Комитетом рассмотрены принятые Государственной Думой 34 федеральных закона (см. приложение). Все они были одобрены Советом Федерации.

Большое значение имела ратификация четырех соглашений и четырех протоколов, подписанных в рамках ОДКБ и направленных на укрепление союзнических отношений между государствами - членами.

Так, например, целесообразность ратификации Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ обусловлена необходимостью укрепления взаимодействия между этими государствами, повышения эффективности противодействия транснациональным вызовам и угрозам их безопасности.

Соглашением о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности устанавливаются международно-правовые основы регулирования управления объединенной группировкой войск (сил) этого региона, а также ее функционирования, оперативного развертывания, планирования применения и всестороннего обеспечения.

Важное значение имела ратификация трех соглашений и трех протоколов, устанавливающих меры единого таможенного тарифа и нетарифного регулирования в Таможенном союзе.

Так, Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами регулируются отношения, связанные с удовлетворением потребностей участников внешнеторговой деятельности в лицензировании торговых экспортно-импортных операций на единой таможенной территории.

Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот регулирует условия и механизм установления тарифных квот при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств – участников таможенного союза сельскохозяйственных товаров и иной приравненной к ним продукции в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потреблений сельхозпродукции, а также содействия развитию международной торговли.

Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран определяется порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, вводимых исходя из национальных интересов Сторон Соглашения, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Большое значение имела ратификация Договора об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и Соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Этот Фонд учрежден в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса государствами – участниками Фонда, обеспечения их экономической и финансовой устойчивости, а также в целях содействия дальнейшему углублению интеграции их экономик.

Ратификация Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания создала правовую основу для возврата осужденных российских граждан, а также для передачи иностранных граждан, содержащихся в местах лишения свободы в Российской Федерации, в государства их гражданства.

Ратификации Договора государств – участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма направлена на лишение преступников доходов от преступной деятельности и других средств, используемых для совершения преступлений.

Ратификация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, дала основание для дальнейшего развития взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и Белоруссией.

Большое внимание было уделено ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, реализация которого позволит повысить надежность охраны и определить порядок применения войск (сил) и средств противовоздушной обороны при совместном выполнении задач боевого дежурства и в ходе боевых действий.

Ратификация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан дала основание для упрощения пограничных и таможенных процедур.

На заседаниях Комитета в расширенном формате были рассмотрены вопросы:

  • «О Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года: возможные пути её реализации» (докладывал Полномочный представитель Российской Федерации в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых Государств А.И.Смирнов);
  • «Союзное государство: реалии и перспективы дальнейшего развития» (докладывал Государственный секретарь Союзного государства П.П.Бородин);
  • «О перспективах сотрудничества Российской Федерации с Республикой Узбекистан на двусторонней и многосторонней основе и итогах визита Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в Узбекистан 22-23 января 2009 года» (докладывал директор Третьего департамента стран СНГ МИД России М.А.Пешков);
  • «О первых результатах деятельности Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и планы дальнейшей работы» (докладывал руководитель Федерального агентства Ф.М.Мухаметшин);
  • «О состоянии и перспективах взаимоотношений России и Украины» (докладывал директор Второго департамента стран СНГ МИД России В.А.Сорокин);
  • «ОДКБ: новые подходы к обеспечению региональной безопасности и пути предотвращения нелегальной миграции» (докладывал Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа).

На заседаниях Комитета были также рассмотрены аналитические доклады по ключевым вопросам развития интеграции на пространстве СНГ:

  • «О практике применения в российском законодательстве модельных (типовых) законов Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества»;
  • «Ход выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам 2007-2008 годов»;
  • «Приграничное сотрудничество: проблемы государственного регулирования в Российской Федерации»;
  • «Проблемы обеспечения защиты прав российских соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств».

 

Работа по поддержке соотечественников за рубежом

Как и прежде Комитет уделял самое пристальное внимание вопросам поддержки соотечественников за рубежом.

12 марта 2009 года на выездном заседании Комитета в городе Калининграде были рассмотрены вопросы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.

По итогам выездного заседания и мониторинга реализации Госпрограммы, а также в рамках работы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», Комитетом было подготовлено заседание Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам поддержки соотечественников за рубежом, которое состоялось 31 марта 2009 г.

В рамках обсуждения вопроса о результатах выполнения Госпрограммы Совет одобрил Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей её реализацию. Рекомендации были направлены Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Государственной Думы Б.В.Грызлову, руководителям заинтересованных федеральных министерств и ведомств.

Вопросы поддержки соотечественников были затронуты и во время проведения Комитетом 17 декабря «круглого стола» на тему «Гуманитарное сотрудничество – важный фактор развития интеграционных процессов и укрепления позиций русского языка на пространстве Содружества Независимых Государств».

Участники «круглого стола» отметили, что русский язык в силу многолетней, исторически сложившейся социальной, культурной и экономической общности государств СНГ с Россией остаётся наиболее привлекательным в качестве средства международной и межкультурной коммуникации.

В ходе «круглого стола» отмечалось, что сужение употребления русского языка как языка межнациональной коммуникации неизбежно ведёт к межкультурному разобщению народов России и других государств – участников СНГ, приводит к утрате интереса к русской культуре в этих странах. В этой связи усилия по поддержанию русскоязычного пространства должны сопровождаться «культурной экспансией», пропагандой русской культуры во всём её многообразии. В противном случае русский язык перестанет нести в себе культурно-просветительские функции и быть полноценным средством межкультурного общения народов стран Содружества.

Во время дискуссии были обозначены проблемы, связанные с образованием на русском языке в странах СНГ. В этой связи актуальной задачей является оказание содействия в создании и последующая материальная поддержка Российской Федерацией русских общеобразовательных школ в странах СНГ.

Участники дискуссии уделили большое внимание и проблемам получения гражданами стран СНГ высшего профессионального образования на русском языке по российским стандартам, в том числе обучаясь в российско-национальных (славянских) университетах.

По итогам заседания «круглого стола были приняты рекомендации.

Члены Комитета принимали участие в региональных конференциях соотечественников стран Южного Кавказа (в г. Ереване), Украины, Республики Молдова, Республики Белоруссия (в г. Кишинёве), стран Центральной Азии (г. Душанбе).

 

Правовое регулирование миграционных процессов на пространстве СНГ

В центре внимания Комитета постоянно находятся вопросы правового регулирование миграционных процессов.

21 мая 2009 г. Комитет провел парламентские слушания «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации».

Обсудив актуальные проблемы государственной миграционной политики, связанные с временной трудовой миграцией в условиях мирового экономического кризиса, направленные на решение демографических проблем и удовлетворение потребностей российского рынка труда в трудовых ресурсах, участники парламентских слушаний отметили необходимость совершенствования законодательного регулирования в этой области.

Трудовая миграция является важным источником компенсации убыли трудоспособного населения Российской Федерации. Объемы миграционных потоков из государств – участников СНГ доминируют в общем миграционном объеме. В 2008 г. выдано около 1,7 млн. разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, что составляет 81% от общего числа выданных разрешений.

Участники парламентских слушаний отмечали, что отсутствие эффективной системы управления миграционными процессами приводит к неконтролируемому увеличению объема неорганизованного привлечения и использования иностранной рабочей силы в отраслях экономики Российской Федерации. Прежде всего, это касается трудовой миграции из стран – участниц СНГ, с которыми у России установлен безвизовый порядок взаимных поездок.

Были высказаны пожелания в пользу активизации разработки Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, являющейся основой для разработки и осуществления комплексного подхода при создании практических механизмов регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний поддержали инициативу ФМС России о введении платных патентов для иностранных работников, выполняющих работы или оказывающих услуги физическим лицам.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации, которые направлены в заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации.

Комитетом Совета Федерации по делам СНГ совместно с Постоянной комиссией МПА СНГ по социальной политике и правам человека разработаны Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств – участников Содружества  Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией, которые приняты 3 декабря с.г. на пленарном заседании МПА СНГ в Санкт-Петербурге.

В Комитете продолжалась работа по подготовке:

  • проекта Концепции общего миграционного пространства государств - участников СНГ, который обсуждался 28 октября  на семинаре в рамках заседания  Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека и был поддержан;
  • модельного закона «О деятельности частных агентств занятости», который был одобрен на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека.

 

Правовое обеспечение приграничного сотрудничества

В течение года осуществлялась подготовка к рассмотрению на заседании Государственной Думы проекта федерального закона "О приграничном сотрудничестве". С этой целью подготовлены подробные комментарии к замечаниям и предложениям по доработке законопроекта, содержащимся в заключении ГПУ Президента Российской Федерации, официальном отзыве Правительства Российской Федерации, заключениях комитетов Государственной Думы и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

22 декабря  проведено очередное заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам приграничного сотрудничества. В заседании приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации. На заседании обсуждались вопросы, касающиеся рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О приграничном сотрудничестве", первоочередные направления сближения законодательства Российской Федерации и законодательства сопредельных с Россией государств в целях развития приграничного сотрудничества (на основе предложений органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации), а также меры по реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 года.

 

Работа Экспертного совета

16 апреля состоялось заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств на тему «Евразийское экономическое сообщество: согласованные подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса». В заседании приняли участие члены Экспертного совета, руководители Евразийского экономического сообщества и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных, научных и деловых кругов, банковской сферы.

В ходе заседания были рассмотрены наиболее острые проблемы взаимодействия государств – членов ЕврАзЭС в условиях финансово-экономического кризиса, проанализированы основные причины его возникновения на евразийском пространстве и высказаны предложения по минимизации его последствий.

Членами Экспертного совета были высказаны конкретные предложения по «точкам» экономического роста, совершенствованию международной правовой базы отношений в рамках Сообщества, диверсификации и специализации экономики стран ЕврАзЭС, основным приоритетам дальнейшего сотрудничества, среди которых особо выделена инновационная сфера.

По результатам заседания были приняты Рекомендации Экспертного совета, в которых отмечалось, что в целях преодоления негативного влияния кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития государствам – членам ЕврАзЭС следует изыскивать, прежде всего, внутренние источники роста.

Была подчеркнута необходимость ускорить выполнение одобренных 12 декабря 2008 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС Совместных мер государств – членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансово кризиса и принятие Плана их реализации.

Рекомендации Экспертного совета получили одобрение состоявшегося 13 мая Бюро ЕврАзЭС.

19 ноября проведено заседание Экспертного совета на тему «Программа Европейского союза «Восточное партнерство»: проблемы реализации и возможные последствия».

Члены Экспертного совета отметили, что попытки некоторых европейских стран и их объединений, прежде всего Евросоюза, кардинально изменить существующий вектор развития в межгосударственных отношениях между государствами постсоветского пространства может нанести серьезный вред сложившимся партнерским отношениям. Такие действия приведут не к укреплению региональной безопасности на европейском континенте, к которой стремятся европейцы, а к еще большему обострению конфликтных ситуаций на восточных рубежах Европы.

Проявившийся в последние годы «интерес» Евросоюза к странам СНГ, желание закрепиться на их территории, усилить свои позиции на их внутренних рынках, попытки навязать им «европейские ценности» без учета уже сложившихся отношений в треугольнике «России – Страны СНГ», «Россия – Евросоюз» и «Страны СНГ – Евросоюз» может только обострить противоречиями между ними.

По результатам заседания были приняты рекомендации Экспертного совета, в которых отмечалось, что в связи с подписанием программы «Восточное партнерство» российская сторона должна интенсифицировать свою деятельность на пространстве СНГ. Были выделены основные направления этой деятельности.

 

Межпарламентская деятельность

Значительная работа проделана Комитетом по обеспечению участия делегаций Совета Федерации в деятельности межпарламентских организаций, образованных в рамках СНГ.

 

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств

14 мая в Санкт-Петербурге состоялось тридцать второе пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств.

Основное внимание повестки заседания было уделено вопросам современной молодежной политики в государствах – участниках СНГ. Председатель Совета Федерации, Председатель Совета МПА СНГ С.М.Миронов в своем выступлении отметил, что этим решением руководители государств признали наличие острых, неотложных проблем в сложившейся системе воспитания молодежи. Была подчеркнута судьбоносность эффективной работы с молодежью и необходимость выработки государственной молодежной политики для будущего стран СНГ.

В ходе тридцать третьего пленарного заседания МПА СНГ, которое состоялось 3 декабря в Санкт-Петербурге, основное внимание было уделено рассмотрению и принятию модельных законов, кодексов, рекомендаций, направленных на сближение законодательства Содружества.

Осознавая важность межпарламентского сотрудничества в вопросах укрепления авторитета государств СНГ на международной арене, весьма актуальным является принятие парламентариями Рекомендаций "О координации совместных действий парламентских делегаций государств – участников Содружества Независимых Государств в работе международных организаций". В соответствии с этим документом парламентам стран СНГ рекомендовано проводить консультации парламентских делегаций накануне и в ходе мероприятий, организуемых международными межпарламентскими структурами, в целях согласования позиций по основным вопросам повестки дня. Предложено также стремиться к солидарному голосованию парламентских делегаций в МПС, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПА ЧЭС, МАП и других межпарламентских структурах.

Заседание Межпарламентской Ассамблеи проходило в дни празднования 220-летия Таврического дворца, являющегося с 1992 года штаб-квартирой МПА СНГ. Этому событию было посвящено специальное торжественное заседание.

 

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества

13 мая в Санкт-Петербурге состоялось десятое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества. Председателем Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС был избран Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Б.В.Батура.

В числе актуальных вопросов были рассмотрены предложения по формированию топливно-энергетического комплекса государств – членов ЕврАзЭС. Идея создания единого энергетического рынка Сообщества была поддержана главами государств ЕврАзЭС в августе 2006 года. В ее развитие в рамках ЕврАзЭС создан Международный альянс национальных некоммерческих организаций, производящих и транспортирующих газ.

На заседании МПА ЕврАзЭС были обсуждены решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 года по преодолению последствий мирового кризиса. Принимая во внимание, что создание Таможенного союза ЕврАзЭС способствует свободному перемещению товаров и активизации торговли внутри Сообщества, а следовательно, может рассматриваться как важная составляющая антикризисных мер, парламентариями государств – членов ЕврАзЭС признано необходимым обеспечить скорейшее завершение формирования правовой базы Таможенного союза.

2 декабря в Санкт-Петербурге состоялись заседание Бюро ЕврАзЭС и межпарламентские слушания «О формировании общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС».

На заседании Бюро обсуждались вопросы состояния формирования таможенного союза. С основным докладом по данной теме выступил Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров.

Члены Бюро признали необходимым обратиться к правительствам государств таможенного союза с просьбой об ускорении проведения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза, с целью его синхронной ратификации.

 

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности

13 мая в Санкт-Петербурге состоялись заседания Совета ПА ОДКБ и ее постоянных комиссий.

3 декабря состоялись третье пленарное заседание ПА ОДКБ и научно-практическая конференция «Проблемы гармонизации национального законодательства по обеспечению деятельности воинского контингента государств – членов ОДКБ».

 

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

25-26 ноября в Москве состоялась тридцать шестая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Основным вопросом, обсуждаемым на сессии, был проект бюджета Союзного государства на 2010 год. Он был принят в двух чтениях.

 

Двустороннее межпарламентское сотрудничество

Важным направлением деятельности Комитета было также обеспечение организации двусторонних межпарламентских связей Совета Федерации с парламентами стран Содружества, совершенствование форм сотрудничества и углубление его содержания, развитие партнерских отношений с теми государствами, которые имеют для России стратегическое значение.

13 марта в Душанбе состоялось заседание постоянной Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

В ходе заседания Комиссии были рассмотрены вопросы об итогах третьего Межпарламентского форума «Таджикистан-Россия: потенциал межрегионального сотрудничества» и о ходе подготовки и проведения четвертого Межпарламентского форума, о ходе реализации Концепции взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере правового регулирования межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан.

18 марта в Москве состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины.

В соответствии с повесткой дня на заседании Межпарламентской комиссии были рассмотрены вопросы состояния и дальнейшего развития межрегионального и приграничного сотрудничества, совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества в гуманитарной сфере, внесения изменений в регламент Межпарламентской комиссии.

Особое внимание было уделено проблемам, мешающим развитию межрегиональных и приграничных связей России и Украины, возможным путям их решения.

26 марта в Москве и 9 ноября в Ереване состоялись заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения.

На заседании 26 марта был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития межрегиональных связей субъектов Российской Федерации с Республикой Армения и ее административно-территориальными единицами; на заседании 9 ноября - вопрос о состоянии двустороннего сотрудничества в области транспорта и транспортных перевозок, а также о мемориальном комплексе в городе Гюмри.

27 апреля в Москве и 29 сентября в г. Чолпон-Ата (Киргизия) состоялись заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием Российской Федерации и Жогорку Кенешем Киргизской Республики.

На заседании 27 апреля были обсуждены вопросы: о состоянии и перспективах развития двустороннего межпарламентского взаимодействия; о парламентском участии в решении проблем законодательного обеспечения двустороннего сотрудничества в сфере трудовой миграции; о состоянии и перспективах развития двустороннего сотрудничества в области науки и образования.

На заседании 29 сентября обсуждались вопросы о ходе выполнения отдельных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, о состоянии и перспективах развития двухстороннего сотрудничества в области науки и образования и о вопросах, представляющих взаимный интерес в области развития туризма.

20 мая в г. Смоленске состоялось седьмое заседание Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству.

На заседании Межпарламентской комиссии были рассмотрены вопросы законодательного и договорно-правового обеспечения сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области энергетики, практики работы и перспектив дальнейшего развития межгосударственных финансово-промышленных групп.

27 октября в Москве в рамках официального визита делегации Сената Парламента Республики Казахстан во главе с Председателем Сената  К.-Ж. Токаевым состоялось третье заседание Парламентской группы по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан.

На заседании Парламентской группы были рассмотрены вопросы состояния и перспектив законодательного обеспечения приграничного сотрудничества России и Казахстана, совершенствования двусторонней нормативно-правовой базы в торгово-экономической и гуманитарной сферах. Заслушана также информация казахстанской стороны об антикризисных мерах по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан.

22 декабря в Баку состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. На заседании обсуждались вопросы о состоянии, перспективах и законодательном обеспечении торгово-экономического сотрудничества России и Азербайджана и их регионов, о законодательном и договорно-правовом обеспечении социального и гуманитарного сотрудничества.

22 – 25 апреля был осуществлен рабочий визит делегации Комитета в Люксембург. Целью поездки явилось знакомство с новым миграционным законодательством Люксембурга и опытом его применения. Члены Комитета сочли возможным использование многих положений законов Люксембурга в области трудовой миграции в российском законодательстве.

Члены Комитета в качестве международных наблюдателей Миссии от СНГ осуществляли мониторинг за ходом подготовки и проведения референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Азербайджанской Республики (18 марта), президентских выборов в Киргизской Республике (23 июля) и парламентских выборов в Республике Молдова (5 апреля и 29 июля).

На основе вышеназванных мероприятий были подготовлены предложения по углублению сотрудничества России со странами СНГ, устранению барьеров во взаимной торговле, гармонизации и унификации национальных законодательств.